Поменять эцп

Федеральным законом от 06.04.11 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» устанавливается два вида электронных подписей: простая и усиленная. Последняя, в свою очередь, может быть неквалифицированной и квалифицированной (ст. 5 закона № 63-ФЗ).

Перечисленные виды электронной подписи вводятся вместо ранее действующей электронной цифровой подписи (ЭЦП), которая была определена Федеральным законом от 10.01.02 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи».

Простой электронной подписью (далее — ПЭП) является электронная подпись, которая посредством использования кодов, паролей или иных средств подтверждает факт формирования электронной подписи определённым лицом (п. 2 ст. 5 закона № 63-ФЗ). Как видим, отличительным признаком ПЭП является тот факт, что она лишь указывает на лицо, подписавшее информацию, и не позволяет установить неизменность подписи и скреплённой ею информации после подписания.

• простая электронная подпись должна содержаться в самом документе;

ПЭП может использоваться в том числе и для подписания электронных сообщений, направляемых в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. При этом актами таких министерств, ведомств и служб могут устанавливаться случаи, в которых подобные письма в их адрес должны быть подписаны другим видом электронной подписи либо вовсе составлены на бумажном носителе.

• правила определения лица, подписавшего электронный документ, по его простой подписи, а также

Не допускается использование ПЭП для подписания электронных документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или же в информационной системе, имеющей дело с данными подобного уровня секретности (п. 4 ст. 9 закона № 63-ФЗ).

Если согласно законодательству или обычаям делового оборота документ помимо подписи должен быть заверен печатью, то его электронный аналог, чтобы соответствовать бумажному, потребует наличия усиленной электронной подписи. И такой документ, в принципе, должен признаваться равнозначным подписанному собственноручно на бумаге.

• получена в результате криптографического преобразования информации с использованием ключа электронной подписи;

• даёт возможность установить, что после подписания документа в него вносились изменения;

Средства электронной подписи — это шифровальные (криптографические) средства, используемые для реализации хотя бы одной из следующих функций: создание ЭП, проверка ЭП, создание ключа ЭП и ключа проверки ЭП (п. 9 ст. 2 закона № 63-ФЗ).

Документом, подтверждающим принадлежность ключа проверки электронной подписи тому или иному лицу, является сертификат ключа проверки электронной подписи. Его выдаёт удостоверяющий центр в виде электронного документа или документа на бумажном носителе (п. 2, 3 ст. 3 закона № 63-ФЗ).

Электронные документы, подписанные неквалифицированной подписью, приравниваются к бумажному с собственноручной подписью, только если это предусмотрено законом (соответствующими подзаконными актами) или соглашением между участниками электронного взаимодействия. При этом нормативные правовые акты и соглашения между участниками электронного взаимодействия должны предусматривать порядок проверки подлинности электронной подписи (п. 2 ст. 6 закона № 63-ФЗ).

Усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП) признаётся такая электронная подпись, которая, соответствуя всем признакам УНЭП, удовлетворяет ещё и дополнительным (п. 4 ст. 5 закона № 63-ФЗ):

• для создания и проверки электронной подписи используются средства ЭП, получившие подтверждение соответствия требованиям, установленным законом № 63-ФЗ.

Квалифицированный сертификат выдаётся в форме, требования к которой устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности. В случае аннулирования квалифицированного сертификата, выданного аккредитованному удостоверяющему центру, выдавшему квалифицированный сертификат заявителю, либо в случае аннулирования или истечения срока аккредитации удостоверяющего центра выданный этим центром заявителю квалифицированный сертификат прекращает своё действие.

При получении квалифицированного сертификата заявитель должен быть под расписку ознакомлен аккредитованным удостоверяющим центром с информацией, содержащейся в квалифицированном сертификате. Ему выдаётся руководство по обеспечению безопасности использования квалифицированной электронной подписи и средств УКЭП (п. 2, 3, 4 ст. 18 закона № 63-ФЗ).

• квалифицированный сертификат создан и выдан удостоверяющим центром, имеющим аккредитацию, действительную на день выдачи аккредитации;

• проверка принадлежности владельцу квалифицированного сертификата электронной подписи даёт положительный результат, кроме того, подтверждено, что изменения в электронный документ после его подписания не вносились (при этом проверка производится с использованием средств ЭП с подтверждённым соответствием требованиям закона № 63-ФЗ, а также квалифицированного сертификата лица, подписавшего электронный документ);

Только УКЭП подходит для представления документов в государственные органы, в том числе в налоговые и внебюджетные фонды. При этом у субъекта будет одна электронная подпись для всех случаев. Оформлять отдельную электронную подпись для налоговиков, отдельную — для страховщика, отдельную — для участия в торгах, аукционах, проводимых государственными органами, не потребуется. Данный вид подписи имеет самую высокую степень защиты.

Возникает вопрос: может ли первичный учётный документ, составленный в электронной форме, быть подписан простой или неквалифицированной электронной подписью? В Федеральном законе от 06.12.11 № 402-ФЗ отсутствует норма, устанавливающая конкретный вид электронной подписи составленного первичного учётного документа в электронной форме. Поэтому экономические субъекты, на наш взгляд, вправе выбирать вид электронной подписи самостоятельно. Это как раз и соответствует принципам использования электронной подписи, один из которых — право участников электронного взаимодействия использовать электронную подпись любого вида по своему усмотрению, если требование об использовании конкретного вида электронной подписи в соответствии с целями её использования не предусмотрено федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами либо соглашением между участниками электронного взаимодействия (п. 1 ст. 4 закона № 63-ФЗ).

Как Минфин России, так и ФНС России не возражают по учёту для целей налогообложения расходов, подтверждённых первичными документами, составленными в виде электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью (письма Минфина России от 11.01.12 № 03-02-07/1-2, от 10.10.11 № 03-03-06/1/645).

Если соглашением между участниками электронного взаимодействия предусмотрено подписание документов неквалифицированной электронной подписью, первичные учётные документы, подписанные такой подписью, на взгляд фискалов, могут быть учтены в целях налогообложения прибыли при условии соблюдения критериев пункта 1 статьи 252 НК РФ: расходы должны быть обоснованными, документально подтверждёнными, произведёнными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (письмо ФНС России от 24.11.11 № ЕД-4-3/19693).

Срок упразднения ЭЦП вновь сдвинут

Информация о необходимости использования электронной подписи, выданной в соответствии с законом № 63-ФЗ, при представлении в электронном виде расчёта 4-ФСС за I полугодие 2013 года была представлена и на сайте ФСС России (www.fss.ru).

И действует нововведение с 1 июля текущего года (п. 2 ст. 4 закона № 171-ФЗ). Следовательно, оформленную электронную отчётность в налоговые органы и фонды за первое полугодие и девять месяцев налогоплательщики и страхователи могут заверять ЭЦП. При этом до конца текущего года им необходимо заменить ЭЦП на УКЭП.

Сертификат электронной подписи подлежит отзыву также при изменении реквизитов организации, увольнении сотрудника, являющегося его владельцем.

Обычно сертификат ключа электронной подписи действует год. Исходя из этого плательщику налога на прибыль, использующему метод начисления, расходы логично распределить на этот срок (п. 1 ст. 272 НК РФ) и учитывать их ежемесячно равными долями.

Ограничений по тому, сколько электронных подписей должно быть у налогоплательщика, ни НК РФ, ни иными законами не установлено. Поэтому организация вправе оформить электронные подписи на нескольких своих сотрудников и затраты по ним учесть в расходах при налогообложении. Но при этом необходима их экономическая обоснованность. Таковой может быть указание в положении об электронном документообороте фамилий и должностей сотрудников, которым требуется электронная подпись, и для каких целей.

ВАЖНО:

ПЭП не позволяет точно установить, что ею воспользовался именно владелец, ведь логин и пароль (как и карточку) может получить кто угодно. Вполне возможна ситуация, что владелец карты не использовал свою подпись. Поэтому простую электронную подпись безопаснее использовать только в случае доверительных отношений с партнёром по бизнесу. Из перечисленных трёх подписей эта подпись наименее защищённая.

Электронные документы, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью, считаются равнозначными своим бумажным аналогам, подписанным собственноручно. Исключением являются лишь случаи, когда федеральными законами (их подзаконными актами) предусмотрена необходимость составления документа исключительно в бумажном варианте.

Владимир УЛЬЯНОВ, эксперт «ПБУ»

Источник

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть