3 электронная цифровая подпись






Погода никудышная: дождь со снегом, пронизывающий ветер. Да еще этот процесс в Арбитражном суде, для которого требуется срочно представить дополнительные документы. Вот бы отправить их туда, не выходя из дома… Что-то подобное знакомо и вам?


Я, Алла Просюкова, автор публикаций проекта «ХитёрБобёр», знаю решение этой проблемы и готова поделиться им с вами! Имя ему — электронная цифровая подпись. Тема приобретает особую актуальность в связи с повсеместным переходом на электронный документооборот.


Сейчас электронная подпись применяется как юридическими, так и физическими лицами. Она признается судами, контролирующими органами и госструктурами.


Материал публикации позволит вам составить четкое представление о процессе оформления и использования ЭЦП.

Электронная цифровая подпись ЭЦП

Содержание


1. Что такое электронная цифровая подпись


Начнем знакомство с основного понятия статьи.


Электронная цифровая подпись (ЭЦП) — аналог личной подписи, предоставляет возможность визировать электронную документацию. Служит гарантом ее целостности и подлинности.


Электронная подпись (ЭП) позволяет:

  • аутентифицировать источник сообщения;
  • контролировать неизменность отправления;
  • сделать невозможным отказ от факта визирования сообщения.


Схема ЭП включает в себя два процесса: алгоритм генерации подписи и алгоритм проверки.


Чтобы лучше представить этот процесс я изобразила его схематично.

Схема подписания электронного документа


Часто возникает вопрос о правомерности такого визирования. По этому поводу имеется большая судебная практика, подтверждающая законность ЭЦП.


Пример


Показательно решение Волжско-Вятского суда по одному из дел, рассматриваемых в 2010 году.


Компания «А» подала иск к своему партнеру компании «В» о возврате денежных средств за поставленный, но неоплаченный товар. В процессе сделки применялись электронные документы, заверенные ЭЦП.


Ответчик отсутствие оплаты пояснял тем, что представленные документы, заверенные таким образом, недействительны, а значит, не могут служить основанием для совершения расчетов.


Суд не принял пояснения ответчика, так как ранее между бывшими партнерами было подписано допсоглашение, позволяющие применять в рамках этих договорных отношений документацию, завизированную ЭП.


А, следовательно, все документы составлены надлежащим образом и имеют визу уполномоченного лица. Иск суд удовлетворил полностью.


Регулирование ЭП проводится в рамках ФЗ № 63 «Об электронной подписи».


Он регулирует ее использование:

  • при гражданско-правовых сделках;
  • предоставлении госуслуг;
  • оказании муниципальных услуг;
  • выполнении госфункций и т. д.


К ЭП предъявляются некоторые требования.


Основными из них считаются:

  • легкость проверки подлинности;
  • высокая сложность ее подделки.


2. Какие бывают виды ЭЦП — ТОП-3 главных вида


Разновидности ЭЦП прописаны законодательно. В ст.5 ФЗ-63 упоминаются: простая и усиленная. Усиленная, в свою очередь, бывает неквалифицированной (УНЭП) и квалифицированной (УКЭП).


Познакомимся с ними поближе!


Вид 1. Простая электронная подпись


Итак, простой электронный «автограф», сформированный с помощью спецкодов (паролей), свидетельствует о визировании пересылаемых посланий.


Никакими другими полномочиями он не наделен.


Вид 2. Усиленная неквалифицированная электронная подпись


Этот вариант образуется в процессе криптографического преобразования информации с использованием ключа ЭП.


Такое визирование делает возможным не только определить автора, но и выявить несанкционированные корректировки отправляемого сообщения.


Вид 3. Усиленная квалифицированная электронная подпись


Это наиболее защищенный вид.


Он обладает всеми признаками УНЭП и некоторыми дополнительными качествами:

  • проверочный ключ содержится в квалифицированном сертификате;
  • создается и проверяется УКЭП с помощью средств, утвержденных ФСБ.


3. Где используется электронная подпись — обзор основных вариантов


Электронная подпись в зависимости от вида применяется в различных сферах.


Возможные сферы применения электронной подписи:


Рассмотрим каждый из вариантов использования более подробно.


Вариант 1. Внутренний и внешний документооборот


Особо востребована ЭП во внутреннем и внешнем документообороте. Завизированная таким образом документация компании считается утвержденной и становится защищенной от корректировок.


При электронном документообороте между контрагентами документы, подписанные ЭЦП, получают законный статус. Заверяться могут как договора, так и первичные бухдокументы (счета-фактуры и т. д.).


Вариант 2. Арбитражный суд


Нередко при рассмотрении дел в Арбитражном суде могут потребоваться дополнительные доказательства, которые разрешено представлять в электронном виде.


Законодательно требуется заверка таких документов ЭП. Тогда они имеют юридическую силу и приравниваются к письменным доказательствам на бумаге.


Сегодня арбитражными судами РФ принимаются к рассмотрению следующие документы, заверенные ЭЦП:

  • заявления;
  • ходатайства;
  • отзывы.


Вариант 3. Документооборот с физическими лицами


Физические лица пока ещё редко подписывают какие-либо документы цифровой подписью, хотя с каждым годом такая практика становится всё более популярной, особенно среди лиц, работающих удалено.


Электронная цифровая подпись позволяет им обмениваться актами приема-сдачи своих услуг в электронном виде. С помощью ЭП физлица-изобретатели имеют право подать патентную заявку на сайте Роспатента. Её обладатели могут написать заявление на госрегистрацию ИП или юрлица прямо на сайте налогового ведомства.


Вариант 4. Госуслуги


Портал госуслуг значительно облегчает жизнь россиян. Хотите без проблем получить полный доступ к сервисам портала, оформите ЭЦП.


С ее помощью можно взаимодействовать с ГИБДД, подавать заявления на оформление паспорта, в ЗАГС и пр.


Вариант 5. Контролирующие органы


Электронная отчетность, заверенная с помощью квалифицированной электронной подписи, имеет юридическую силу и признается контролирующими ведомствами.


С ее помощью сдают отчеты не только в налоговую, но и в ПФР, ФСС, Росстат и т. д.


Вариант 6. Электронные торги


Электронные торги — это специализированные сайты, места, где встречаются поставщики и покупатели, заключаются сделки по покупке/продаже услуг, работ и товаров.


Чтобы участвовать в них, необходимо приобрести ЭЦП. Подписанные таким образом документы подтверждают реальность предложений, становятся законными.


4. Как получить электронную подпись — 6 простых шагов


Вы слышали, что ЭЦП позволяет своим обладателям совершать различные юридически значимые действия, не выходя из офиса или дома.


Загорелись желанием получить такую подпись и пополнить ряды её счастливых обладателей, но не знаете, как сделать это правильно?


Вы пришли по нужному адресу! В своей мини-инструкции я расскажу, как получить ЭП быстро и правильно.





Шаг 1. Определяемся с видом электронной подписи


Перед тем, как заказывать сертификат электронной подписи, рекомендую еще раз ответить себе на вопрос: «А для чего она мне нужна?».


Если вы планируете использовать ее только для внутреннего электронного документооборота своей компании, то вам подойдет простая или неквалифицированная ЭЦП для юридического лица.


Если же вы будете применять подпись во внешнем электронном обмене, то здесь уже нужна квалифицированная ЭП.


Шаг 2. Выбираем удостоверяющий центр


Удостоверяющий центр (УЦ) — юридическое лицо, один из уставных видов деятельности которого — формирование и выдача ЭЦП.


Выбирайте УЦ, который максимально близко расположен к вашему местонахождению. Также обращайте внимание на стоимость услуг и сроки изготовления ЭП.


Возможно, вам интересна услуга «Выездное оформление», тогда выбирайте центр, предлагающий эту услугу.


Шаг 3. Заполняем и отправляем заявку


Вид подписи определен, удостоверяющий центр выбран, наступил черед заявки.


Её вы можете подать двумя способами:

  • нанести личный визит в офис;
  • заполнить форму на сайте центра.


Она содержит только самые необходимые сведения: ФИО, контактные данные (телефон, эл. почта).


Получив заявку, с вами на связь выйдет менеджер УЦ и уточнит все необходимые для выпуска ЭЦП данные, проконсультирует по ценам и условиям.


Шаг 4. Оплачиваем счет


После обработки заявки специалистами центра, вы получите счет для оплаты. Как известно, услуги обычно оплачиваются по принципу «Вечером деньги, утром стулья», то есть на условиях 100% предоплаты.


Стоимость ЭП в среднем составляет 5-7 тыс. руб., минимальная цена 1,5 тыс. руб.


В нее входит:

  • формирования сертификата ключа подписи;
  • необходимое программное обеспечение;
  • техподдержка.


Оплатить счет вы сможете как безналично, так и наличными средствами.


Шаг 5. Предоставляем документы


Перечень документов зависит от статуса заявителя: юрлицо, ИП, физлицо.


В таблице представлены необходимые документы с учетом статуса заявителя:


Шаг 6. Получаем ЭЦП


Получить подпись можно в пунктах выдачи, которых сейчас множество. Их адреса вы найдете на сайте выбранного центра.


Изготавливается электронная подпись обычно 2-3 дня. Некоторые УЦ оказывают услугу по ее срочному оформлению и выдаче (в пределах часа). Посетив пункт в назначенное время, предоставив оригиналы документов (для контрольной сверки), вы получите свою ЭЦП.


Помните! Электронная подпись действительна год, затем требуется ее продление или перевыпуск.


5. Где получить ЭЦП — обзор ТОП-3 удостоверяющих центров


Традиционно представляю вам в помощь подборку компаний, оказывающих услуги по оформлению ЭЦП.


Сегодня вашему вниманию я предлагаю 3 специализированных центра.


1) Альфа-Сервис


Фирма предлагает своим клиентам оформление различных сертификатов ключей ЭП.


Госпорталы, электронный аукцион, тендеры, госзакупки станут доступны владельцам ЭЦП, выпущенной высококлассными специалистами Альфа-Сервис.Компания готова срочно изготовить любую ЭП и тогда процедура ее получения займет не больше 10 минут.


Гибкие цены и постоянные акции в рамках программы лояльности компании делают ЭЦП доступной для всех желающих.


2) Такском


УЦ «Такском» ведет свою деятельность в сфере электронного документооборота с 2000 года. За время своего существования фирма наладила постоянное сотрудничество с различными организациями, предприятиями и госструктурами.


Партнерами и клиентами стали:

  • различные министерства и ведомства (МИД, Минэкономразвития, ФНС и пр.);
  • известные бренды (Nokia, Связной, HeadHunter и др.):
  • кредитные организации (Сбербанк, Альфа-Банк и т. д.);
  • Почта России и др.


Клиентов привлекает надежность и безупречная репутация фирмы и те неоспоримые преимущества, которыми обладает «Такском».


Преимущества работы:

  • имеется аккредитация;
  • широкий выбор ЭП для разных целей (запрос котировок, строительные тендеры и т. п.);
  • опытные специалисты;
  • новое поколение защищенных информационных носителей.


3) Центр безбумажных технологий


«Центр безбумажных технологий» основан в 2016 путем выделения в отдельную компанию направления безбумажных технологий из ООО «Гарант-Парк».


Центр представляет широкий спектр услуг по 2 большим направлениям:

  • безбумажные технологии в документообороте;
  • электронные торги.


Компания предлагает своим клиентам увеличение продаж благодаря онлайн-сервису Центра по подбору аукциона по заданным ими параметрам.


Он позволяет:

  • находить подходящий тендер или закупки;
  • отслеживать торги в РФ и за ее рубежами;
  • выигрывать больше аукционов.


6. Как хранить электронную цифровую подпись — 3 проверенных способа


В современном мире все актуальнее становится проблема защиты различных сведений, в том числе и электронной подписи.


Для ее сохранности владельцы используют различные способы. О наиболее распространенных я вам вкратце расскажу.


Способ 1. Локальное хранение


Весьма распространенный способ хранения — локальный. В этом случае электронный автограф размещается на компьютере, например, в реестре.


Минусы локального способа:

  • отсутствует мобильность ключа;
  • нет возможности постоянно контролировать ключ его обладателем.


Способ 2. Хранение в облаке


Такой способ подразумевает хранение ключа на удаленном защищенном сервисе.


Чтобы им воспользоваться, необходимо пройти жесткую многоступенчатую аутентификации, которая во много раз повышает безопасность этого хранилища.


Способ 3. Хранение на токенах


И, наконец, способ третий — токены.


Токен — устройство, способное формировать ключевую пару и ЭЦП. Основное назначения этого приспособления — хранение электронных ключей.


Доверив свою электронную цифровую подпись токену, вы надежно защите ее от злоумышленников.


Чтобы им воспользоваться, необходимо ввести ПИН-код. Подобрать его практически невозможно. Кроме того, 3 неудачные попытки и токен заблокируется.


Преимущества хранения ЭП на токене:

  • высоконадежный способ хранения;
  • доступ по ПИН-коду;
  • ПИН-код не передается по сети, а значит, его невозможно перехватить;
  • длительный срок использования (5-20 лет);
  • не требует проводки, блока питания, спецсчитывателей.


Некоторые дополнительные сведения вы узнаете, посмотрев видеоролик.


7. Заключение


Подведем итог! Во времена сплошной компьютеризации электронная подпись необходима как организациям, так и физлицам. Она экономит время, расширяет возможности!


Электронная цифровая подпись (ЭЦП) дает ее обладателям доступ из любого удобного места, где есть интернет, к широкому спектру госуслуг, электронным торгам, аукционам, электронной отчетности и т. д.


Вопросы к читателям


Какие моменты этой темы, по вашему мнению, нужно осветить более подробно или даже написать для этого отдельную статью?


Идите в ногу со временем, не отказывайтесь от современных технологий!

Источник

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Don`t copy text!
Прокрутить вверх