Содержание
Цели и задачи удостоверяющего центра
Удостоверяющий центр электронной подписиявляется организацией с функциями администратора по выдаче сертификата ключа на основании ст. 13 закона «Об электронной подписи» (№ 63-ФЗ от 06.04.2011). Он создает сертификаты ключей проверки ЭЦП, устанавливает для них сроки действия и аннулирует их, а также ведет реестр выданных и аннулированных неквалифицированных сертификатов.
К ним поступают обращения для получения ЭЦП. Поэтому им даны полномочия устанавливать личность заявителя (получателя ЭП) либо лица, которое выступает от его имени.
До сих пор иногда встречаются случаи употребления названия: удостоверяющий центр ЭЦП. Это связано тем, что ранее действовал № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи». С 1 января 2014 года окончательно вступил в силу № 63-ФЗ, и термин «электронная подпись» полностью заменил «электронную цифровую подпись». Хотя по сей день употребляют оба.
Порядок реализации своих полномочий УЦ устанавливает самостоятельно. Как правило, этот порядок существует в виде Регламента. Он содержит и права, и обязанности. Законом установлена ответственность за вред, причиненный третьим лицам, при условии неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств:
- договора оказания услуг;
- обязанностей.
Аккредитованный удостоверяющий центр
УЦ может пройти и получить аккредитацию. В этом случае он будет представлять собой аккредитованный центр выдачи электронных подписей.
Такой УЦ проводит мероприятия по хранению большого объема информации о подготовке и выдаче квалифицированного сертификата. Хранение информации проходит в условиях проверки целостности и достоверности всех данных.
Удостоверяющий центр Федерального казначейства
Его задачей является обеспечение электронными подписями для юридически значимого документооборота.
Структура реализована по принципу территориального распределения. Как правило, он состоит из:
- УЦ сертификации;
- региональных УЦ;
- удаленных региональных УЦ.
Действует на основании закона № 63-ФЗ и приказов Федерального казначейства:
- Об организации электронного документооборота и создания сети ведомственных УЦ ФК от 10.03.2005 № 43.
- Об организации работы УЦ ФК от 11.09.2013 № 182.
- Об утверждении Регламента УЦ ФК от 31.07.2015 № 197.
На сайте http://www.roskazna.ru/ представлен пакет документов, которые необходимы, чтобы такая организация могла работать и выдавать ЭЦП. Данные содержатся внутри раздела ГИС. Нужную информацию можно также получить путем ввода поискового запроса, например: «удостоверяющий центр федерального казначейства получение ЭЦП».
Как проверить
Если вы сомневаетесь в организации или самой ЭЦП, можно провести несложную проверку.
Можно получить более подробную информацию о ЭЦП на основании правил, указанных в регламенте. В соответствии с ч. 4 ст. 13 63-ФЗ УЦ может передавать право выдачи сертификатов третьим лицам от своего имени. В этом случае сертификат является корневым, а третьи лица, как удостоверяющие центры для получения ЭЦП, получают сертификаты, созданные на его основе.
Известны примеры, когда УЦ публикует информацию о корневых в открытом доступе. Таким образом поступают организации Федерального казначейства. На странице сайта опубликованы сертификаты:
- Головного УЦ CER.
- УЦ Федерального казначейства CER.
Необходимо также ознакомиться со сведениями, которые обнародует Минкомсвязи. По закону, Минкомсвязи наделено правами федерального органа по проведению аккредитации УЦ (ст. 16 63-ФЗ).
На официальном сайте Минкомсвязи публикуются и поддерживаются в актуальном состоянии списки (перечни):
- аккредитованных удостоверяющих организаций;
- с приостановленной аккредитацией;
- с досрочным прекращением аккредитации.
Перечень удостоверяющих центров, аккредитованных Минкомсвязью
Список актуален на 07.12.2018. Информация в нем может изменяться, поэтому имеет смысл перепроверить ее на сайте Минкомсвязи.
Сортировка по городу.
Источник