Акт уничтожения средства электронной подписи составляется в организации в случаях, когда необходимость в использовании этого вида подписи отпадает, меняются условия эксплуатации либо истекает срок самого сертификата электронной подписи и ЭЦП.
ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк акта уничтожения средства электронной подписи .docСкачать образец акта уничтожения средства электронной подписи .doc
Содержание
Где регистрируется
Когда происходит получение ключа, его номер и дата получения обязательно заносятся реестр сертификатов ключей. Это отражено в пятом пункте статьи 14 Закона № 63-ФЗ от 6 апреля 2011 года.
При уничтожении в этом документе делается соответствующая отметка с подписями ответственных лиц. При этом могут быть упомянуты номер и дата акта уничтожения средства электронной подписи.
Сроки
Удостоверяющие центры выдают электронные цифровые печати организациям и частным лицам, они и определяют сроки их действия. В большинстве случаев это календарный год. Практика показала, что это оптимальный срок использования, за который организация успеет выполнить все полагающиеся действия с электронной подписью.
Кроме того, бухгалтерия за год минимум один раз делает сводный отчет с проверкой сроков действия электронной подписи. При правильно организованной в учреждении работе печать будет вовремя заменена на новую. Предыдущая версия, если она устарела, уничтожается.
Виды средств электронной подписи
В 2011 году закон точно определил, какие электронные подписи могут быть действительны в Российской Федерации. Это всего две разновидности: обычная и усиленная электронная печать. Последняя, в свою очередь, делится на квалифицированные и неквалифицированные экземпляры.
Юридическими лицами допускается использование только квалифицированной усиленной печати. И акт уничтожения средства электронной подписи может быть издан только по поводу уничтожения этого вида ЭП.
Кем составляется акт
Для того чтобы документ имел законную силу, числиться в составителях должны минимум три человека. Согласно общепринятым требованиям в акте должна содержаться информация о:
- Полном наименовании организации (юридического лица), которому принадлежит средство электронной печати.
- ФИО и должности членов комиссии, которая составила акт.
- Дате и городе подписания документа. Эти данные располагаются в верхней части, сразу после названия акта уничтожения средства электронной подписи.
- Полном наименовании средства электронной подписи.
- Способе уничтожения.
- Том, куда будет передана карточка учета лицензии ЭЦП.
Причем последние два пункта уже сформулированы в бланке. Остается вписать название местного казначейства и название уничтожаемой единицы учета на предприятии.
Когда электронная подпись перестает действовать
14 статья, пункт 6 закона 63-ФЗ предусматривает такие основные случаи, при которых дальнейшее использования электронной цифровой печати нецелесообразно, так как сертификат на ее использование теряет силу. Это происходит если:
- Вышел срок его действия и требуется продление. Обычно УЦ, которые выдают ЭП и сертификаты к ним, ограничивают время действия одним годом.
- Тот, кто владеет правом подписи, пишет заявление специального образца о том, что он уничтожает ее и больше не собирается использовать.
- Закрывается учреждение, которое использовало ЭЦП. В этом случае обязательно наличие подтверждающих этот факт документов.
- Удостоверяющий центр, который выдал ЭЦП, закрылся и не передал свои права другому учреждению. Причем ответственность за информирование владельцев электронных печатей лежит на самом удостоверяющем центре.
- Если для продолжения действия сертификата в него необходимо внести какие-либо изменения (например, продлить срок).
- Если физический носитель ЭЦП (например, флешка) вышел из строя, а копий его не было сохранено.
Причем если у сертификата истек срок действия, то его владелец обязан максимум за 5 дней написать заявление о том, что ему требуется продление. Если владелец такого заявления не написал, то все документы, подписанные этой электронной цифровой печатью, теряют свою силу, а деятельность по процессам, заверяемым с помощью такой ЭЦП, считается незаконной.
Большинство удостоверяющих центров строго следят за сроками пользования своих печатей и в таких случаях прекращают их действие дистанционно.
Кто может уничтожить
Средства электронной подписи контролируются не меньше, чем физические печати. Уничтожить их могут либо владельцы, которые писали заявление на получение и пользовались в рабочей деятельности, либо доверенные лица этих сотрудников.
Важно! Право действовать от имени владельца сертификата должно быть официально подтверждено нотариально заверенной доверенностью.
Кому нужно сообщить
Все ЭЦП и сертификаты к ним с самого начала заносятся в общий Реестр сертификатов. Когда происходит уничтожение средства электронной подписи, эта информация должна быть удалена из этого реестра в течение 1 рабочего дня.
Несмотря на то что действие сертификата можно прекратить и по телефону, и при личном устном обращении, юридически более грамотно будет оформить все в письменном виде. Так, при обращении в суд, например, на руках остается официальный документ, который может послужить веским доказательством в пользу одной из сторон.
Также информация об уничтожении ЭП и аннулировании сертификата поступает в САС, которая издает официальное уведомление об аннулировании. Таким образом, инициатором уничтожения и вычеркивания из реестра действующих ЭП может быть как владелец, так и удостоверяющий центр, который ее выдал. И в этом процессе очень помогает акт уничтожения средства электронной подписи, бланк и образец которого размещены на нашем сайте.
Источник