Эцп 6 характеристики






Электронная цифровая подпись (ЭПЦ) наделила электронный документооборот статусом, полностью сравнимым с традиционным оборотом важных бумаг. ЭЦП (Электронную цифровую подпись) ставят на электронные свидетельства, письма и удостоверения. Как в мире нет двух одинаковых человеческих подписей, так нет и двух одинаковых ключей ЭЦП, созданных при помощи технологий криптошифрования. Доступность электронного визирования деловой корреспонденции и бумаг делает возможным переход на электронный документооборот. Федеральный закон «Об электронной подписи» № 63-ФЗ, принятый 06.04.2011 г., стимулирует развитие электронного документооборота, и юридически регулирует отношения с использованием ЭЦП.

ecp-2


Действующая редакция Федерального закона «Об электронной подписи» по-прежнему включает в себя 20 статей, в которых, помимо прочего, приводится обновлённая классификация ЭП и вводится ряд новых понятий, обязательных для участников процесса электронного документооборота.


Виды ЭЦП, ключи, сертификаты


Постепенное развитие IT-технологий, касающихся алгоритмов генерирования подписей, защиты против взлома, вынуждает законодателей вводить новые формулировки. В 2016 году хождение получают виды ЭП:


  • Простая электронная подпись (ПЭП). Наименее защищённый вариант без юридической силы. Подходит для подтверждения авторства при составлении бумаг. Запомните, ПЭП не обещает, что деловую бумагу оставят без изменений после составления.

  • Усиленная неквалифицированная электронная подпись (НЭП). Подтверждает авторство владельца НЭП. Гарантирует, что содержание бумаги не изменилось. НЭП впишется во внутренний документооборот организации, и в обмен бумагами между деловыми партнёрами.

  • Усиленная квалифицированная электронная подпись (КЭП). Защищённый вариант подписи, который наделён юридической силой. Чтобы получить КЭП, обратитесь в аккредитованный удостоверяющий центр. Такая подпись позволит сдавать отчётность организации в контролирующие органы, участвовать в тендерах и пр.


Наглядно сравнить характеристики разных видов ЭЦП позволит эта таблица:

ecp-1


Подделка трёх ЭЦП вызывает сложности, тогда как КЭП, по уверениям аналитиков электронной безопасности, подделать вовсе невозможно. Поэтому статус КЭП приравнен к статусу регулярной печати организации на бумажной деловой бумаге. Благодаря этому оформляются и отправляются контрагентам бумаги в электронном виде, за исключением тех, для которых требуется обязательная бумажная распечатка.


Федеральный закон «Об электронной подписи» № 63-ФЗ ввёл в обиход ещё три новых понятия:


  • ключ ЭП — последовательность символов, которая создает ЭЦП в деловой бумаге;

  • ключ проверки ЭП — используется без ограничений участниками документооборота и удостоверяет ЭПЦ на поступившей документации;

  • сертификат ключа проверки ЭП — бумажное или электронное свидетельство, подтверждающее владение ключами (сертификат выдаёт удостоверяющий центр или уполномоченный представитель).


ФЗ об электронной цифровой подписи: последняя редакция


Последняя редакция полного текста Федерального закона № 63-ФЗ, принятого 06 апреля 2011 года с изменениями 30 декабря 2015 года по этой ссылке.


Как формировать электронно-цифровую подпись


Практическое использование электронной подписи предполагает ключи ЭП и проверки ЭП. Создание ключей происходит на этапе оформления сертификата, а выдаются они владельцу подписи в виде двух файлов. Третьим лицам доступ к файлам запрещен. Файлы традиционно хранят на отдельном носителе (флэш-карта). Для дополнительной защиты применение ключа (запуск файла) требует ввод PIN-кода. Таким образом, чтобы подписать документацию своей ЭЦП, владельцу подписи требуется при себе флэш-карта с файлами и соответствующие PIN-коды. Один файл помогает создавать электронную подпись, другой — проверяет другую ЭЦП.




ecp-3


Данные ключа ЭП хранятся в тайне. В противном случае, ключ ЭП используют, оформляя бумаги на чужое имя. При выдаче сертификата, сотрудники удостоверяющего центра дают исчерпывающие рекомендации относительно хранения файлов и предоставления должностным лицам организации. Сотрудники, получающие в распоряжение ключи ЭЦП, подписывают соглашении о неразглашении данных. При увольнении работника, имевшего дела с ЭП и ключами к ним, руководство обновляет пакет ключей, обратившись с соответствующим заявлением в удостоверяющий центр.


Выдаваемый владельцу ЭП сертификат — публичное свидетельство. Содержание доступно для каждого желающего. Речь идёт о Ф.И.О. владельца, должности, реквизитах организации. Среди данных — информация и о полномочиях владельца ЭЦП: право удостоверять ею только тендерные договора или только заявки на участие в торгах.


Согласно положениям Закона № 63-ФЗ, обратившийся в удостоверяющий центр бесплатно получит информацию из выданного этим ведомством сертификата. При аннулировании свидетельства, сотрудники центра обязаны уведомить заявителя и об этом факте.


Как получить сертификат электронно-цифровой подписи


Использовать в документообороте цифровую подпись можно только после прохождения процедуры получения сертификата в удостоверяющем центре. Перед обращением в такой центр убедитесь в статусе аккредитации и официальных соответствующих свидетельствах. Кроме того, не 100% подобных учреждений пользуются полным набором криптопровайдеров. Когда необходим ключ конкретного из них, придётся выбирать из лимитированного перечня действующих центров.

ecp-4


Для получения сертификата электронно-цифровой подписи и ключей необходим следующий пакет документов.


Физическим лицам:

  • заявление на получение сертификата ключа ЭП;
  • копию паспорта гражданина РФ, заверенную личной подписью владельца;
  • копию страхового свидетельства (СНИЛС), заверенную личной подписью владельца;
  • копию свидетельства о постановке на учёт в ИФНС, заверенную личной подписью владельца.


Юридическим лицам и ИП:

  • заявление на получение сертификата ключа ЭП;
  • выписку из ЕГРЮЛ/ЕГРИП;
  • копию паспорта заявителя, заверенную подписью владельца;
  • копию страхового свидетельства (СНИЛС), заверенную личной подписью владельца;
  • копию доверенности на представление интересов гражданина, определяющую круг полномочий заявителя.


При визите в удостоверяющий центр курьера пакет бумаг дополняется личным паспортом курьера и доверенностью, выписанной на имя курьера.


Обязательные шаги для владельца ЭЦП


Электронная подпись используется для визирования видов документации. Перед обращением в удостоверяющий центр определите себе цели использования ЭЦП. Стоит заранее договориться с контрагентом (деловым партнёром, банковским учреждением) о переходе на электронный документооборот и заранее регламентировать, как обмениваться бумагами. После получения сертификата придётся обменяться с партнёром ключами проверки ЭЦП. Для этого процедуру проходят самостоятельно или в удостоверяющем центре. Внутри собственной организации разрабатываются внутренние инструкции для персонала регламенты приёма и передачи документации, проверки ЭЦП контрагентов.

ecp-5


Во сколько обойдётся получение ЭП?


Аналитика предложений удостоверяющих центров показывает серьёзную дельту в стоимости услуг: минимум — 3, максимум — до 20 тысяч рублей за изготовление одного пакета ЭЦП. На цену электронной подписи влияет: вид получаемой ЭП или регион предоставления услуги. В каждом удостоверяющем центре проводится своя ценовая политика, предлагаются скидки на изготовление оптового количества подписей и ключей. Вместе с флэш-носителями с нужной информацией заказчик получает специальное ПО, и комплексную техподдержку и гарантии на регулярный перевыпуск ключей (обновление данных происходит ежегодно).

Источник

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Don`t copy text!
Прокрутить вверх