Переход на новый режим деятельности по закону № 54-ФЗ в последней редакции (№ 290-ФЗ) с 1 февраля 2017 года потребовал работы с электронным форматом документов и, соответственно, активного использования ЭЦП для кассы-онлайн.
Электронная цифровая подпись (ЭЦП) представляет собой компьютерный алгоритм криптографического преобразования информации с применением закрытого ключа для идентификации владельца сертификата и защиты электронного документа от подделок.
Электронный ключ для удобства хранения записывается на eToken или другой сходный по техническим характеристикам носитель.
Следует знать! Существует 3 вида ЭЦП: простая, усиленная и квалифицированная (КЭП). Первый вид юридической силы не имеет; второй может применяться участниками сторон по договоренности, но согласно законодательству РФ только третий вид ЭЦП обладает полноценной юридической силой по умолчанию.
Содержание
В чем суть использования ЭЦП для онлайн-касс
Электронная подпись в рамках правоотношений между продавцом, оператором фискальных данных (ОФД) и налоговой службой (ФНС) выполняет 2 основные задачи:
- заверяет подлинность заявления и указанных в нем данных при регистрации ККТ в ФНС через Интернет;
- заверяет достоверность фискальных данных, отправляемых в ОФД.
Ее действие аналогично обычной рукописной росписи, но с расширенным функционалом защиты.
-
Во-первых, подтверждение авторства отправителя документа: наличие КЭП удостоверяет на 100%, что документ отправил именно владелец ЭЦП. -
Во-вторых, защита от подделки: подписанный с использованием КЭП документ невозможно подделать. -
В-третьих, несанкционированное исправление или дополнение документа невозможно: все случаи исправлений и дополнений требуют использования подписи. -
В-четвертых, наличие юридической силы: использование ЭЦП позволяет заключать официальные соглашения и работать с бумагами через Интернет без использования рукописной подписи.
На заметку! Универсальной подписи для работы во всех сферах правоотношений пока не существует, поэтому для ведения дел в онлайн-режиме может потребоваться несколько разных КЭП.
ЭЦП для касс относятся к тому же типу, что и ЭЦП для подачи налоговой отчетности в ФНС. Для выполнения обеих задач достаточно получить одну электронную подпись, которая будет актуальна как для работы с онлайн-кассой, так и для получения услуг на официальном сайте ФНС и портале Госуслуг.
Подписи для ЕГАИС или для банкового обслуживания не могут быть использованы при работе с онлайн-кассой.
Где и как получить ЭЦП для кассы-онлайн
Усиленную квалифицированную подпись можно получить в специально аккредитованном Удостоверяющем центре (УЦ). Он должен присутствовать в реестре ФНС и иметь соответствующую лицензию. Процедура получения ЭЦП для ККТ достаточно проста:
- Заполнение заявки и уточнение деталей.
- Заполнение высланной УЦ анкеты с указанием достоверных данных.
- Оплата счета.
- Передача отсканированных документов и оплаченного счета.
- Получение электронной подписи. Процесс изготовления занимает 1-3 суток, после чего готовую КЭП можно забрать в центре выдачи.
После прохождения процедур оформления на руки выдаются:
-
набор программ и утилит для работы; -
носитель с закрытым ключом ЭП и сертификатом.
Зарегистрированная ЭЦП фиксируется в реестре УЦ. В случае, если центр прекращает свое существование, он передает данные своего реестра другому юридическому лицу либо уведомляет о прекращении своей деятельности всех держателей ЭП не позднее, чем за 1 месяц.
Как использовать
Для использования КЭП потребуется:
-
закрытый ключ (хранится на eToken) — известен и доступен только владельцу; -
программа-шифратор (устанавливается на компьютерное устройство) — используя закрытый ключ, создает уникальную подпись для документа; -
сертификат — программный документ, удостоверяющий принадлежность подписи; содержит открытый ключ, позволяющий удостоверить подлинность подписи получателем.
Для справки: в работе ЭЦП для онлайн-касс применяется шифровальная программа «КриптоПро», одобренная ФСБ РФ.
Принцип работы
- Программа-шифратор проводит хеширование — преобразует документ в порядок символов и кодирует полученный хеш с помощью закрытого ключа.
- Владелец отправляет документ, приложив к нему хеш и сертификат с контактными данными.
- Получатель повторно хеширует документ и, используя открытый ключ из сертификата, открывает высланный отправителем документа хеш.
- Если оба хеша аналогичны друг другу — подпись достоверна и документ получает юридическую силу.
Можно ли зарегистрировать онлайн-кассу без ЭЦП?
Ответ: можно, но такая регистрация вызовет больше проблем, чем регистрация с предварительным получением ЭЦП.
- Новая форма регистрации ККТ «на бумаге» еще не утверждена и действует в неофициальном режиме, поэтому не все инспекторы ФНС готовы к такой работе.
- Для заключения договора с ОФД также требуется наличие ЭЦП, при этом далеко не все операторы согласны пойти навстречу и оформить договор без электронной подписи в «бумажном формате».
Итоги
Квалифицированная электронная подпись (КЭП) — удобное решение для ведения бизнеса в онлайн-режиме, без отрыва от своего рабочего места. Стоимость такого решения невелика, в то время как экономия времени и надежность значительно повышают эффективность рабочего процесса.
Источник