Электронная цифровая подпись — зашифрованный идентификатор физлица. Ее записывают на электронный ключ, смарт-карту или флешку. ЭЦП нужна для оформления электронных документов. Подписанные ЭЦП электронные документы равны бумажным с печатью и подписями от руки. В статье расскажем не только о ЭЦП для онлайн-кассы, но и о том, как ее сформировать и сколько она стоит.
Содержание
Нужна ли цифровая подпись для онлайн-кассы
До вступления в силу 54-ФЗ владельцы магазинов должны были посетить отделение ФНС, чтобы поставить кассовую технику на учет.
Онлайн-ККТ подразумевает возможность онлайн-оформления у налоговиков и у оператора фискальных данных (ОФД передает сведения по чекам налоговикам). Все это требует от предпринимателя завести электронную цифровую подпись.
Из схемы ниже видно, что ЭЦП — первый шаг при регистрации кассовой техники:
Так что на вопрос «нужна ли электронная подпись для онлайн-кассы» может быть только положительный ответ. Ее применяют в случаях:
- постановки кассы на учет;
- подписания или разрыва договора с ОФД;
- перерегистрации онлайн-ККТ.
Вы можете поручить регистрацию онлайн-кассы в налоговой и заключение договора с ОФД квалифицированным специалистам, подключив товароучетную систему Бизнес.Ру.
Тип ЭПЦ, подходящий для онлайн-кассы
Электронной подписью называют зашифрованную цифровым методом информацию, которая помогает идентифицировать человека. ЭПЦ помогает физлицу подписывать электронные документы. Делать их равнозначными бумажным — с подписью от руки.
Полезные документы для скачивания:
Скачать государственный реестр контрольно-кассовой техники>>>
Скачать государственный реестр фискальных накопителей>>>
Скачать список операторов фискальных данных>>>
Пошаговая инструкция по регистрации онлайн-кассы (читать полностью)>>>
Пошаговая инструкция по перерегистрации онлайн-кассы (читать полностью)>>>
Алгоритм ЭЦП записывают на электронные носители: электронный ключ, смарт-карту eToken или на обычную флешку (flash-накопитель). Электронная подпись действует всего год.
Есть три типа ЭЦП:
- простая (обычная) для физлиц в банках;
- усиленная неквалифицированная (например, при документообороте между сотрудниками);
- усиленная квалифицированная подпись (КЭП) для обмена сведениями с Федеральной налоговой службой.
Согласно пункту 1 статьи 6 закона 63-ФЗ усиленная квалифицированная подпись равна ручной подписи во всех случаях. Исключения — отдельные случаи, прописанные в законодательстве, когда нужны именно бумажные документы.
Например, согласно ГОСТу P 6.30-2003, типографский способ строго должен применяться к тем бланкам, которые имеют реквизитом герб России или герб региона РФ.
КЭП для онлайн-кассы нужна усиленного типа. Так как это самый защищенный от взлома и подделки вид ЭЦП. Ее невозможно создать самостоятельно и бесплатно. Такие подписи формируют зарегистрированные сертификационные центры. Это платная услуга.
Важно! Если предприниматель обладает действующей усиленной квалифицированной ЭЦП, которая сделана для подачи в налоговую отчетности, отдельную подпись для регистрации онлайн-кассы делать не нужно.
Электронная подпись для ИП для кассы
Индивидуальный предприниматель, который только зарегистрировался и еще не отправлял отчет в налоговую, впервые столкнется с электронной подписью при регистрации онлайн-кассы.
К ней выдвигаются такие требования:
- выдача через удостоверяющий центр (список есть на сайте ФНС);
Скачать список аккредитованных центров (по данным на 21 сентября 2018 года)>>>
- выписана на самого предпринимателя (нельзя зарегистрировать онлайн-кассу через ЭЦП бухгалтера).
Важно! Квалифицированную электронную подпись для ИП для регистрации кассы нельзя будет использовать для интернет-аукциона госзакупок. Для этого существуют отдельные квалифицированные подписи.
К сожалению, компаниям не подойдет для регистрации онлайн-кассы та ЭЦП, которая покупалась для ЕГАИС. У них различное назначение.
Илья Корионов, эксперт компании СКБ Контур.
«Важная особенность: ИП не вправе реализовывать крепкие напитки. Поэтому использование электронной подписи на кассовом оборудовании в УТМ (универсальный транспортный модуль для передачи данных о продаже алкоголя в ЕГАИС) им не требуется. Однако если ИП занимается продажей пива, то УТМ все же нужен, чтобы корректно списать реализацию пива. Такой модуль вместе с электронной подписью можно установить на компьютере продавца».
Подробнее о получении квалифицированной подписи ИП для торговли пивом читайте здесь>>>
Где и как получают электронную подпись для онлайн-касс
Если ИП не получил еще КЭП для электронного документооборота с налоговой, то для регистрации онлайн-кассы она обязательно понадобится. Чтобы ее получить, необходимо обратиться в специальный удостоверяющий центр.
Полный перечень таких компаний есть на сайте Минкомсвязи, и он постоянно обновляется.
Скачать список аккредитованных центров (по данным на 21 сентября 2018 года)>>>
Важно! Минкомсвязь может досрочно прекратить аккредитацию удостоверяющего центра, поэтому актуальность сведений о центре лучше проверять на сайте ведомства.
Как получить подпись: пошаговая инструкция
Шаг 1. Выбрать подходящий центр:
- исходя из цены услуги (сравнив с конкурентами);
- по месту расположения, так как один раз удостоверяющий центр все же придется посетить.
КЭП для онлайн-кассы стоит от 1,5 до 4 тысяч рублей. На стоимость влияет надежность компании, наличие техподдержки у центра и «раскрученности» его бренда.
Шаг. 2. Написать заявление. Это можно сделать лично, написав от руки заявление на получение КЭП для онлайн-кассы. Если центр имеет форму заявки на сайте, рекомендуем сформировать заявку в электронном виде. Так экономится время.
Скачать шаблон подобного заявления>>>
Шаг 3. Подготовить документы. Помимо заявления центр запросит копии (отсканированные варианты) всех документов, которые подтверждают данные о деятельности предпринимателя. Подробный список документов представлен ниже.
Шаг 4. Когда заявка будет рассмотрена, центр выставит счет. Готовую КЭП для онлайн-кассы выдадут только после получения денег за услугу.
Шаг 5. Получение готового ключа. По закону забрать ключ ИП может:
- сам предприниматель;
- человек, который имеет доверенность на представление интересов предпринимателя.
Последнее удобно, если удостоверяющий центр находится в другом городе.
Независимо от того, кто получает подпись, в центр надо привести документ о платеже и оригинальные версии документов о ведении бизнеса (обычно принимаются копии, которые заверены нотариально, но лучше уточнить в центре).
Срок действия подписи — один год. Далее требуется получить новую ЦЭП. Обычно для продления срока подписи в том же центре не требуется большого количества документов. Однако, если удостоверяющая организация закрыла деятельность, все придется начинать заново.
Важно! Юрлицо может оформить ЭЦП для онлайн-кассы только в стенах удостоверяющего центра. ИП доступна эта услуга в многофункциональных центрах и в ФНС.
Илья Корионов, эксперт компании СКБ Контур.
«Сейчас получение электронной подписи не вызывает сложностей у ИП, поскольку представители удостоверяющих центров, аккредитованных в Минкомсвязи, имеются фактически в каждом городе».
Какие документы требуются для формирования ЭЦП
Чтобы сформировать подпись для онлайн-кассы компании, необходимо предоставить стандартный пакет документов (копии):
- устав;
- учредительный договор;
- приказ о назначении директора и скан его паспорта, СНИЛС, ИНН;
- свидетельства о регистрации юрлица и о постановке на учет в налоговую.
Также сертификационный центр запросит выписку из реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), которая сделана не позже, чем за 6 месяцев до этого. Иногда для получения КЭП требуют более свежую выписку из реестра. Этот факт рекомендуется узнать в конкретном центре во время общения с менеджерами.
Компания для формирования цифрового ключа может запросить иной пакет нужных бумаг. Он может быть как большим, так и меньшим. Информацию об актуальных сведениях следует уточнить непосредственно в центре.
Удаленная регистрация онлайн-кассы с КЭП
Компания или предприниматель, зарегистрировавшие КЭП для онлайн-кассы, могут применять ее для обращения в Федеральную налоговую службу. Это делается с помощью ресурса nalog.ru — официального портала ФНС.
Подключите программу «Бизнес.Ру Розница» и наши специалисты бесплатно зарегистрируют вашу онлайн-кассу на сайте налоговой инспекции, подключат ее к ОФД и обучат кассиров работе с кассой и программой в рамках настройки «под ключ«.Попробуйте прямо сейчас онлайн-кассу Бизнес.Ру с бесплатной технической поддержкой>>>
Пошаговая удаленная регистрация онлайн-кассы с КЭП выглядит так:
- Вход в личный кабинет на портале ФНС;
- Выбор «Учет онлайн-ККТ»;
- Заполнение формы данными о кассовом аппарате (номерной знак, ФН и прочее);
- Подтверждение сведений с помощью цифровой подписи (кнопка «подписать и отправить»).
Затем следует подождать ответа от налоговой.
Подробную пошаговую инструкцию по регистрации онлайн-кассы в ФНС читайте тут>>>
ЭЦП для онлайн-кассы: как она проверяется
Регистрация онлайн-кассы с помощью квалифированной электронной подписи потребует от ИП не только флешку с ключом. Помимо закрытого ключа понадобится:
- Шифровальное программное обеспечение «КриптоПро». ПО ставится на компьютер, ноутбук предпринимателя и запускается во время использования ЦЭП;
- Сертификат с открытым ключом, подтверждающий то, что подпись принадлежит владельцу.
На схеме ниже показано, какую роль играет каждый из перечисленных элементов.
Программный комплекс для шифрования
Если индивидуальный предприниматель решает отправить данные об онлайн-кассе в налоговую или ОФД, то шифровальное ПО необходимо открыть на компьютере.
Программный комплекс для шифрования преобразовывает документ с помощью алгоритма (этот процесс называется хеширование).
Личный секретный ключ и открытый ключ
Документ, который проходит кодирование с использованием личного секретного ключа, пересылается в ОФД или напрямую в ФНС вместе с открытым сертификатом. Там подпись проверяется следующим образом:
- электронный документ прогоняется через шифровальную программу, создается хеш-документ;
- ЭЦП для онлайн-кассы проверяется с помощью открытого ключа, получается еще один хеш-документ.
Если данные этих двух документов одинаковы, то признается, что сведения, которые передал предприниматель или компания, имеют юридическую силу.
Бланки и образцы документов с инструкциями и примерами заполнения в 2019 году>>>
Источник