Целью создания единой информационной системы ЖКХ стали требования к прозрачности функционирования управляющих организаций и раскрытию ими информации о своей деятельности. С 01.05.2014 года все управляющие жилищно-коммунальным хозяйством организации обязаны зарегистрироваться в ГИС ЖКХ в соответствии с Федеральным Законом N209-ФЗ от 21.07.2014.
Для регистрации в системе управляющей организации необходимо приобрести и оформить электронно-цифровую подпись (ЭЦП) на имя руководителя организации. Что это такое — ЭЦП? Как осуществить вход в систему с помощью такого ключа? Ответы далее.
Содержание
Что такое ЭЦП?
Электронно-цифровая подпись (или электронно-цифровой ключ) заключает в себе криптографически закодированные сведения об электронном документе, что позволяет подтвердить действительность электронного документа, а также идентифицировать личность. Электронная подпись позволяет получателю документа:
- защититься от подделки документации;
- установить личность и статус отправителя документов.
Существует три типа ЭЦП, различающихся степенью безопасности:
- Простая электронно-цифровая подпись.
- Усиленная неквалифицированная электронно-цифровая подпись.
- Усиленная квалифицированная электронно-цифровая подпись.
Статья 5 Федерального закона «Об электронной подписи» от 06.04.2011 N 63-ФЗ указывает на различия между видами подписей.
Область применения ЭЦП включает:
- внутренний и внешний документооборот, где используется в качестве аналога собственноручной подписи;
- в сфере государственных услуг;
- электронные торги;
- электронная отчетность для контролирующих органов.
Для чего нужна?
Согласно Федеральному закону N 209-ФЗ от 21.07.2014 на официальном сайте ГИС ЖКХ все организации, предоставляющие услуги в сфере ЖКХ, обязаны публиковать следующие данные:
-
информация о жилфонде;
- перечень доступных услуг по управлению общим имуществом МКД;
- сведения о ремонте общего имущества МКД;
- размеры задолженности по оплате за ЖК-услуги;
- объекты коммунальной инфраструктуры.
Публикуемая информация должна быть достоверной, кроме того, должен быть идентифицирован ее источник, поэтому при работе в ГИС ЖКХ требуется самый высокий уровень верификации электронной подписи — усиленная квалифицированная ЭЦП.
Так ли необходима?
Да, только наличие электронной подписи позволит зарегистрироваться на сайте ГИС ЖКХ. Нарушения требований законодательства о размещении информации на ресурсе влекут за собой меры административного взыскания в виде штрафов(ст. 13.19.1., 13.19.2.КоАП). С 01.01.2018 года в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в КоАП» от 29.12.2017 размеры штрафов изменились.
Оформление
Рассмотрим некоторые особенности получения ЭЦП для ГИС ЖКХ:
- Получение ЭЦП для юридического лица осуществляется руководителем ЮЛ. Это не значит, что работать в системе должен только он. После регистрации на сайте он будет выступать Администратором и сможет назначить Уполномоченного специалиста из числа сотрудников.
- Для регистрации в ГИС ЖКХ руководитель должен быть зарегистрирован на портале ГосУслуги в качестве физического лица. Это касается и сотрудников организации, которые будут исполнять обязанности Уполномоченных специалистов.
- Необходима Усиленная Квалифицированная ЭЦП — сертификат ключа доступа. Особенность УКЭЦП в наличии сертификата ключа подписи, выданного Удостоверяющим центром, подтвердившим принадлежность подписи владельцу.
- Получить УКЭЦП можно только в аккредитованном Удостоверяющем центре.
Пошаговая инструкция
-
Выбрать Удостоверяющий центр (УЦ). На сайте ГИС ЖКХ есть перечень аккредитованных Удостоверяющих центров.
- Оформить заявку на сайте УЦ или при обращении в отделение, получить реквизиты для оплаты услуг центра.
- Обратиться в УЦ с пакетом необходимых документов.
Для юридических лиц:- паспорт руководителя;
- ОГРН;
- учредительные документы организации (например, Устав);
- ИНН;
- СНИЛС;
- выписка из ЕГРЮЛ;
- заявление на получение УКЭЦП;
- платежные документы, подтверждающие оплату услуг удостоверяющего центра.
-
Скачать бланк заявления на получение УК ЭЦП -
Скачать образец заявления на получение УК ЭЦП
Для ИП:- паспорт руководителя;
- ОГРН;
- ИНН;
- СНИЛС;
- заявление на выдачу УКЭЦП;
- выписка из ЕГРИП;
- платежное поручение с подтверждением оплаты стоимости сертификата.
- Лично или по доверенности получить сертификат ключа.
Как с помощью неё войти в систему?
Чтобы зайти туда с помощью цифрового ключа, вам нужно совершить такие шаги, как:
-
получить сертификат ключа доступа (УКЭЦП) в одном из аккредитованных удостоверяющих центров;
- установить его на носитель, то есть на персональный компьютер руководителя. Некоторые УЦ предоставляют специализированную поддержку клиентов, в которую включена также и установка сертификата;
- необходимо пройти регистрацию на сайте ЕСИА. ЕСИА — это единая система идентификации и аутентификации. Регистрируется в ней только руководитель с использованием УКЭЦП;
- заполнить профиль, внести личную информацию ЮЛ и руководителя;
- заполнить раздел «Организация», указать в нем управляющую организацию, информацию о ней;
- подождать пока в ФНС проверят введенную информацию (около одного дня);
- после подтверждения со стороны ФНС необходимо нажать на название организации, перейти в раздел «Доступ к системам» и выбрать там «ГИС ЖКХ»;
- установить администраторский доступ для руководителя;
- произвести вход на сайт dom.gosuslugi.ru с помощью сертификата ключа;
- заполнить профиль об УК или ТСЖ;
- обозначить область деятельности можно в разделе «Добавить полномочие»;
- наделить сотрудников полномочиями можно в разделе «Пользователи», где можно также ограничить круг обязанностей специалистов;
- регистрация и настройка профиля завершена;
Заключение
Создание информационной системы ЖКХ позволило упростить исполнение организациями сферы ЖКХ обязанностей по раскрытию информации. Однако, это требует контроля за качеством этой информации, ее достоверностью, а также возможности идентификации всех должностных лиц, имеющих к ее опубликованию доступ. В этой ситуации применение электронной подписи является оптимальным решением, а ее получение не представляет особого труда.
Источник