Электронная цифровая подпись анализ и перспективы






Электронная цифровая подпись.


Состояние и перспективы использования


В. В. Оноприенко,


к. т. н., старший научный сотрудник, генеральный директор Закрытого акционерного общества «Инфраструктура открытых ключей», Киев, Украина


Современные информационные технологии являются одним из важнейших инструментов усовершенствования государственного управления, сокращения управленческих расходов, повышения престижа государственной службы и авторитета сотрудников, борьбы с коррупцией, повышения информационной открытости органов власти и контроля граждан за их деятельностью.


Мировой опыт свидетельствует о том, что широкое внедрение информационных технологий позволяет радикально повысить эффективность работы органов государственной власти за счет оптимизации процессов сбора и обработки информации, автоматизированного анализа больших массивов данных, а также обеспечения оперативного доступа к распределенным информационным ресурсам.


Особое внимание при этом уделяется решению проблем защиты информации, а также обеспечению целостности электронных документов благодаря иполь-зованию электронной цифровой подписи (ЭЦП).


На Украине с учетом опыта технологически развитых стран придерживаясь международных стандартов и действующей на Украине нормативно-правовой базы, происходит создание инфраструктуры поддержки электронной цифровой подписи.


В 2005 году был введен в действие Центральный удостоверяющий орган (далее — ЦУО) при Минис-


Ю. И. Горбенко, научный сотрудник НИЦ «Z» кафедры безопасности информационных технологий ХНУРЭ, технический директор Закрытого акционерного общества «Институт информационных технологий»,


Харьков, Украина


терстве транспорта и связи Украины, который является ключевым элементом в Национальной системе электронной цифровой подписи (рис. 1).


ЦУО — основа для реализации юридически значимых электронных услуг, электронной отчетности перед государственными органами, электронного документооборота в государственных и коммерческих структурах, электронного взаимодействия между гражданами и государством.


Основными функциями и обязанностями ЦУО являются: регистрация удостоверяющих центров органов исполнительной власти и других государственных органов, аккредитация центров сертификации ключей, выдача, оформление и аннулирование соответствующих свидетельств, ведение электронных реестров сертификатов ключей центров, предоставление консультаций по вопросам использования электронной цифровой подписи, внесение предложений относительно усовершенствования законодательства в сфере ЭЦП.


В ЦУО уже осуществлена аккредитация пяти центров сертификации ключей (далее — ЦСК), которые обеспечивают формирование и обслуживание усиленных (квалифицированных) сертификатов открытых ключей.


Первоочередными задачами аккредитованных ЦСК на Украине являются предоставление органам


ИННОВАЦИИ № 08 (106), 2007


ИННОВАЦИИ № 08 (106), 2007


БИРЖА ТЕХНОЛОГИЙ И КОНТАКТОВ



государственной власти, местного самоуправления, юридическим и физическим лицам услуг по обеспечению целостности информации в электронном виде, электронных документах и сообщениях, а также ее конфиденциальности.


Процедура получения услуг электронной цифровой подписи в аккредитованном ЦСК предусматривает регистрацию абонента, генерацию пары ключей (личный и открытый), получение сертификата открытого ключа, а также надежных средств электронной цифровой подписи.


Предполагается, что в ближайшей перспективе наиболее востребованной ЭЦП будет в следующих сферах: ^ электронный документооборот государственных (корпоративных) структур — электронная канцелярия, электронные архивы, электронные лицензии, свидетельства, прозрачное государственное и муниципальное управление, оперативный контроль за выполнением задач и т.п.; электронная отчетность — налоговая, статистическая, финансовая, таможенное декларирование, электронные документы для фондов (безработица, пенсионный, страхование от несчастных случаев и т.п.);





^ банковская сфера — внутренний документооборот, услуги «Клиент-банк», подписание соглашений, квитанций, управление расчетными счетами через сеть Интернет, электронное декларирование, электронные архивы;


электронная медицина — защищенные электронные истории болезни, безопасная передача результатов анализов пациента, обмен данными при заказах льготных лекарств;


электронные торги — электронные расчеты, продажа товаров, внутренний документооборот, электронные архивы, электронные государственные закупки, организация электронной биржевой площадки, открытые торги, аукционы, конкурсы (тендеры);


^ энергетика — электронные расчеты, электронные архивы, электронные заявки, электронные торги, тендеры;




Рис. 1. Национальная система электронной цифровой подписи Украины


S кредитные бюро — электронное ведение кредитных историй, защита информации кредитных историй, внутренний документооборот, электронные кредитные отчеты, электронный архив кредитных историй, электронные реестры запросов кредитных историй, защищенный документооборот между поставщиками информации по открытым каналам связи;


S рынок ценных бумаг — электронная отчетность, защищенный электронный документооборот участников фондового рынка, электронные биржевые торги, защищенная система электронных сообщений, учетные реестры собственников ценных бумаг, унификация документооборота по операциям с ценными бумагами.


Экономическая целесообразность внедрения ЭДО с ЭЦП очевидна ввиду явных недостатков традиционных бумажных технологий: утеря до 6% документов в бумажном виде; затраты до 30% рабочего времени сотрудников на поиски и утверждение документов; копирование до 20 раз каждого внутреннего документа и т. д.


В соответствии с прогнозами Brooking Institution, сделанными несколько лет назад, в 2005 году за счет повышения производительности работы благодаря внедрению ЕДО с ЕЦП американские компании должны были получить дополнительную прибыль в размере до 250 млрд долларов США. Реально этот показатель составил около 450 млрд долларов США.


Показательным является также и пример эффективного использования электронной системы государственных закупок в Швеции, где в 2000 году государственными учреждениями проводилось около 95% закупок через электронные каналы. При этом экономия средств составила до 50% от планируемых затрат.


Опыт развитых стран в сфере использования ЕЦП свидетельствуют о том, что от полномасштабного внедрения системы электронного документооборота с ЕЦП появляется возможность получения не менее 50% роста производительности труда с соответствующим повышением скорости рассмотрения документов и масштабной экономией ресурсов, в первую очередь — за счет уменьшения затрат на архивное хранение электронных документов, которые на 80% меньше по сравнению с затратами на хранение их бумажных копий.


Прогнозируется, что полномасштабное внедрение на Украине юридически значимого ЭДО с ЭЦП обеспечит сокращение бюджетных затрат в сфере государственного управления, уменьшение уровня коррупции, повышение эффективности контроля за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления, упростит и ускорит процедуры подачи отчетности, расчетов за коммунальные платежи, создаст предпосылки для интеграции Украины в международное экономическое и информационное пространство.

Источник

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Don`t copy text!
Прокрутить вверх