Электронная цифровая подпись бухучет






Приобретения сертификата электронной цифровой подписи необходимо отразить в учете по аналогии с рекомендацией № 1. При этом расходы на приобретение ключа цифровой подписи при расчете единого налога спишите единовременно (подп. 2.1 п. 1 ст. 346.16, п. 2 ст. 346.17 НК РФ).


Затраты на ускоренный выпуск сертификата в бухучете спишите в составе прочих расходов, сч.91-2 Плана счетов.


Перечень расходов, которые можно признать при упрощенке, является строго ограниченным. Он приведен в пункте 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ. В этот перечень не входят, в частности затраты на ускоренный выпуск сертификата.


Стоимость услуг по тарифному плану в бухучете нужно равномерно отражать в расходах по обычным видам деятельности в течение срока действия сертификата.


При этом сделайте проводку:


Дебет 20 (25, 26, 44, 97…) Кредит 60 (76).


В случае, указанном в вопросе, наиболее правильным будет сделать проводку Дебет 97 Кредит 60 (76), а потом ежемесячно Дебет 20 (25,26…) Кредит 97 Плана счетов. Если организация платит единый налог с разницы между доходами и расходами, фактические затраты на техобслуживание (оказание услуг по тарифному плану) уменьшают налоговую базу после их оплаты (пп. 19 п. 1 ст. 346.16, п. 2 ст. 346.17 НК РФ).


Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» упрощенная версия.


1.Рекомендация: Как оформить и отразить в бухучете приобретение компьютерной программы


Если условия о признании компьютерной программы в составе нематериальных активов не выполняются, а также если она получена в пользование по лицензионному договору, затраты на ее приобретение отразите в составе:* — расходов будущих периодов, если за использование компьютерной программы установлена фиксированная сумма, которая перечисляется единовременно; — текущих расходов, если за использование компьютерной программы перечисляются периодические платежи. Например, ежемесячная сумма платежа зависит от количества проданных экземпляров компьютерной программы.


Такой порядок следует из пункта 39 ПБУ 14/2007, пункта 18 ПБУ 10/99.


В бухучете при этом сделайте следующие проводки:*


Дебет 97 Кредит 60 (76) — учтен фиксированный разовый платеж за использование компьютерной программы;


Дебет (20, 23, 25, 26, 44…) Кредит 60 (76) — учтены периодические платежи за использование компьютерной программы.


После ввода компьютерной программы в эксплуатацию расходы на ее приобретение, учтенные как расходы будущих периодов, подлежат списанию. Порядок списания расходов, относящихся к нескольким отчетным периодам, организация устанавливает самостоятельно. Например, единовременный разовый платеж за использование компьютерной программы организация может списывать равномерно в течение периода, утвержденного приказом руководителя. Применяемый вариант списания расходов будущих периодов закрепите в учетной политике для целей бухучета (п. 7 и 8 ПБУ 1/2008). Списание затрат на приобретение компьютерной программы, учтенных как расходы будущих периодов, отражайте проводками:*


Дебет 20 (23, 25, 26, 44…) Кредит 97 — списаны расходы на приобретение компьютерной программы.


«Главбух» советует


В учетной политике для целей бухучета закрепите такой же порядок списания расходов, относящихся к нескольким отчетным периодам, как и в налоговом учете. В этом случае в учете организации не будут возникать временные разницы.


С.В. Разгулин


заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России


2.Рекомендация: Как учесть при налогообложении приобретение компьютерной программы. Организация применяет специальный налоговый режим


УСН


Если организация выбрала объектом налогообложения доходы, то затраты на приобретение компьютерной программы не влияют на единый налог. При данном объекте налогообложения не учитывают никакие расходы (п. 1 ст. 346.18 НК РФ).


Если организация платит единый налог с разницы между доходами и расходами, расходы на приобретение компьютерной программы уменьшают налоговую базу в следующем порядке.


Если организация приобретает исключительные права на компьютерные программы или права на их использование по лицензионному договору, то такие расходы спишите единовременно (подп. 2.1 п. 1 ст. 346.16, п. 2 ст. 346.17НК РФ).*


Сергей Разгулин, действительный государственный советник РФ 3-го класса


3. Статья: «Упрощенные» расходы. Расходы на спецоператора учитывают как компьютерные программы


С 2011 года компании на «упрощенке» с численностью сотрудников свыше 50 человек будут отчитываться в ПФР через спецоператора (ч. 10 ст. 15 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ). А для подключения к системе потребуется оформить цифровую подпись, за которую также взимают плату. Прямо такие расходы в статье 346.16 НК РФ не названы. Тем не менее учесть их можно как расходы на компьютерные программы (подп. 19 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). И не важно, в обязательном порядке компания переходит на электронную отчетность или добровольно. В этом нас заверили в Минфине. Там и ранее подтверждали возможность учета подобных затрат (письмо от 09.10.07 № 03-11-04/2/250). *Но инспекторы на местах утверждали, что расходы на электронную отчетность в закрытом перечне не названы и списать их нельзя (см., например, письмо УФНС России по г. Москве от 06.12.04 № 21-09/78463). В ФНС России нам сообщили, что сейчас налоговики не спорят с расходами на отчетность через интернет*.


Газета «Учет. Налоги. Право» № 47, 2010 г.


4.Рекомендация: Как списать общепроизводственные и общехозяйственные расходы


Общехозяйственные расходы


Затраты, связанные с управлением организацией, организацией ее хозяйственной деятельности, содержанием ее общего имущества, относятся к общехозяйственным расходам. В состав общехозяйственных расходов включаются:*




  • затраты на оплату труда административно-управленческого и общехозяйственного персонала (с отчислениями на социальные нужды);
  • арендная плата, амортизация, затраты на текущий ремонт зданий, сооружений и инвентаря общефирменного и управленческого назначения;
  • затраты на охрану;
  • расходы на подготовку кадров и подбор персонала;
  • представительские расходы;
  • расходы на оплату услуг связи;
  • коммунальные расходы;
  • канцелярские и почтово-телеграфные расходы;
  • расходы на охрану труда и т. п.


Бухучет: общехозяйственные расходы


В течение отчетного периода общехозяйственные расходы отражаются по дебету одноименного счета 26:*


Дебет 26 Кредит 60, 76 — учтена в составе общехозяйственных расходов стоимость работ (услуг), выполненных сторонними организациями (например, аудиторские, консультационные услуги);*


Списание общехозяйственных расходов


Общехозяйственные расходы можно списывать одним из двух способов:*

  • на счет 20 «Основное производство» (23 «Вспомогательное производство», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»);
  • на счет 90-2 «Себестоимость продаж».


Выбранный способ списания общехозяйственных расходов закрепите в учетной политике для целей бухучета (п. 7 ПБУ 1/2008, п. 20 ПБУ 10/99).


В первом случае общехозяйственные расходы формируют «полную» себестоимость готовой продукции и списываются по окончании месяца.


Списание общехозяйственных расходов (после распределения) отразите проводкой:*


Дебет 20 (23, 29) Кредит 26 — списаны общехозяйственные расходы, связанные с деятельностью основного (вспомогательного, обслуживающего) производства.


Во втором случае формируется «сокращенная» себестоимость готовой продукции, а общехозяйственные расходы полностью списываются на реализацию независимо от того, сколько продукции было реализовано в отчетном периоде.


В момент перехода права собственности на отгруженную продукцию (результаты работ или услуг) к покупателю отразите выручку от ее продажи и спишите себестоимость проданной продукции (работ, услуг):*


Дебет 62 Кредит 90-1 — отражена выручка от продажи продукции;


Дебет 90-2 Кредит 43 — списана фактическая себестоимость отгруженной продукции (выполненных работ, оказанных услуг);


Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС» — начислен НДС с выручки от реализации.


В конце месяца спишите сумму общехозяйственных расходов:*


Дебет 90-2 Кредит 26 — включены в себестоимость продаж общехозяйственные расходы.


Такие правила установлены пунктами 5 и 12 ПБУ 9/99 и Инструкцией к плану счетов (счета 20, 26). Подробнее об этом см. Как отразить в бухучете и при налогообложении реализацию готовой продукции.


Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ I ранга


5.Ситуация: Нужно ли в бухучете включить затраты на приобретение сертификата программы дополнительного сервиса в первоначальную стоимость оборудования. Организация оплатила программу дополнительного сервиса по обслуживанию оборудования сроком на два года


Нет, не нужно.


Наличие сертификата программы дополнительного сервиса не является обязательным условием приобретения оборудования (если иное не предусмотрено в договоре его поставки). Приобретая сертификат программы дополнительного сервиса, организация заключает договор возмездного оказания услуг. Предоставление услуг на основании такого сертификата рассматривается как оказание дополнительных услуг сверх установленных законодательством случаев гарантийного обслуживания. Это следует из положений статьи 421, пункта 2 статьи 432, пункта 1 статьи 433, статей 470, 471, 779 Гражданского кодекса РФ и статьи 5 Закона от 7 февраля 1992 г. № 2300-1.


Таким образом, покупка сертификата — это отдельный вид расхода.* Поэтому учитывать в бухучете затраты на его приобретение в составе первоначальной стоимости оборудования не нужно, несмотря на то что оплата дополнительного сервиса связана с приобретением данного основного средства (п. 8 ПБУ 6/01).


Стоимость программы дополнительного сервиса нужно равномерно отражать в расходах по обычным видам деятельности в течение срока действия сертификата.


При этом сделайте проводку:


Дебет 20 (25, 26, 44…) Кредит 60 (76) — учтены расходы на приобретение сертификата.*


Такой порядок следует из положений пункта 18 ПБУ 10/99 и Инструкции к плану счетов.


Сергей Разгулин, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России


6.Рекомендация: Какие расходы можно учесть при расчете единого налога при упрощенке


Признание расходов


Перечень расходов, которые можно признать при упрощенке, является строго ограниченным. Он приведен в пункте 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ. В этот перечень входят, в частности:*

  • расходы на приобретение (сооружение, изготовление), а также достройку (дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение) основных средств;
  • затраты на приобретение или самостоятельное создание нематериальных активов;
  • материальные расходы, в том числе расходы на покупку сырья и материалов;
  • расходы на оплату труда;
  • стоимость покупных товаров, приобретенных для перепродажи;
  • суммы «входного» НДС, уплаченные поставщикам;
  • другие налоги и сборы, уплаченные в соответствии с законодательством (за исключением единого налога при упрощенке);
  • расходы на техобслуживание ККТ и вывоз твердых бытовых отходов;
  • расходы на обязательное страхование сотрудников, имущества и ответственности и т. д.


Расходы, не указанные в пункте 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ, для целей налогообложения не принимаются* (например, стоимость украденного имущества (недостачи)). по договорам, выраженным в условных единицах (п. 3 ст. 346.17 НК РФ).


Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ I ранга


* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.

Источник

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Don`t copy text!
Прокрутить вверх