Электронная цифровая подпись или электронная подпись






Электронная подпись — это реквизит электронного документа, подтверждающий её принадлежность автору и фиксирующий любые изменения, внесённые в документ после его подписания. Федеральный закон № 63-ФЗ «Об электронной подписи» от 06.04.2011 г. определяет её как совокупность цифровой информации, присоединённой к электронному документу и подтверждающей его подлинность.


Использовать электронную подпись могут физические, юридические лица и индивидуальные предприниматели. В некоторых случаях электронная подпись — необходимость: сдача отчётности в государственные контролирующие органы для большинства категорий налогоплательщиков возможна только в электронном виде, для участия в электронных торгах тоже нужна электронная подпись. В иных случаях ЭП не является необходимостью, но существенно упрощает документооборот и процесс получения многих других услуг.


Виды электронной подписи


Простая электронная подпись (ПЭП) — очень распространённый и наименее защищённый вариант электронной подписи. Простой электронной подписью может быть логин и пароль либо код, которые пользователь формирует сам или получает для авторизации в системе. Федеральный закон № 63-ФЗ определяет ПЭП как электронную подпись, которая посредством использования кодов и паролей или иных средств подтверждает факт формирования электронной подписи определённым лицом.


Простую электронную подпись использует большинство людей во время операций, связанных с авторизацией по логину и паролю: при работе в электронных системах, требующих авторизации при помощи созданных паролей или присланных СМС-кодов, банковском интернет-обслуживании и во многих других ситуациях.


Помимо подтверждения авторства документа, НЭП свидетельствует о его неизменности после подписания — в случае внесения любых изменений они отразятся в электронной подписи.


Усиленная неквалифицированная электронная подпись может приравниваться по юридической значимости к подписи автора от руки, но для этого участникам электронного взаимодействия необходимо заключить специальное соглашение об условиях применения и признания ЭП.


КЭП, как и НЭП, формируется с помощью криптографических средств защиты информации, но её отличие от неквалифицированной электронной подписи заключается в том, что программное обеспечение для работы с КЭП должно быть сертифицировано Федеральной службой безопасности.


Обладающая наиболее широким спектром возможного применения, квалифицированная электронная подпись позволяет владельцу участвовать в государственных электронных закупках, отправлять электронную отчётность в контролирующие органы, обмениваться электронными документами внутри компании или с другими организациями.


Для некоторых категорий лиц квалифицированная электронная подпись — необходимость для сдачи отчётности в ФНС, ПФР и ФСС. При количестве сотрудников в компании, превышающем определённое число, отчётность нужно сдавать только в электронной форме.




  • В ФНС — компании с численностью сотрудников более 100 человек, а также все плательщики НДС;
  • ПФР и ФСС — компании с численностью сотрудников более 25 человек.


Также КЭП необходима предпринимателям, обязанным по закону перейти на онлайн-кассы. В этом случае электронная подпись нужна для регистрации онлайн-ККТ в Федеральной налоговой службе и для заключения договора с оператором фискальных данных.


Электронная подпись необходима государственным и муниципальным организациям для проведения закупок по 44-ФЗ.


Как ещё используют электронную подпись


Даже если в использовании электронной подписи нет законодательной необходимости, она может упростить ведение бизнеса и решение повседневных вопросов гражданина. Рассмотрим подробнее основные сферы применения ЭП.


Электронная подпись необходима при работе в системах электронного документооборота для обмена письмами и документами различного формата. Электронный документооборот делает взаимодействие значительно быстрее, проще и надёжнее, а также избавляет от проблем, связанных с хранением большого количества бумаг. ЭДО можно организовать внутри организации и с другими компаниями. Возможность шифрования передаваемых электронных документов обеспечивает абсолютно конфиденциальную деловую переписку контрагентов.


Помимо вышеперечисленных ситуаций, в которых отчётность возможна только в электронном виде, можно в добровольной форме перейти на электронные отчёты в ФНС, Росстат, ФСС, ПФР и другие контролирующие организации. Для этого тоже понадобится квалифицированная электронная подпись.


Для участия в торгах на федеральных и коммерческих электронных торговых площадках необходимо получить сертификат ключа проверки электронной подписи. В электронных торгах могут участвовать физические и юридические лица.


Госуслуги и прочие государственные порталы требуют обязательного наличия электронной подписи, благодаря которой можно удалённо оплачивать штрафы, подавать заявления на регистрацию бизнеса, записываться на прием к врачу.


КЭП формируется с помощью средства электронной подписи (криптопровайдера), отдельного программного модуля, который устанавливается на компьютер. Также криптопровайдер может быть встроен в USB-токен — защищённое устройство, на которое записываются ключи электронной подписи.


Удостоверяющий центр выдаёт пользователю квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи, который содержит её уникальный ключ проверки и подтверждает, что электронная подпись принадлежит своему владельцу.


Как заказать электронную подпись


Для заказа электронной подписи необходимо:

Источник

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Don`t copy text!
Прокрутить вверх