Электронная цифровая подпись ЭЦП — это электронный аналог обычной подписи уполномоченного лица. С какой целью оформляется и для чего нужна ЭЦП? Каким нормативным документом регулируется подобное понятие? Какие виды электронной подписи существуют? Ответы — далее.
Содержание
Электронная подпись или УЭК — что это?
Электронная подпись (ЭП) или электронная цифровая подпись (ЭЦП) означает закодированный криптографически формат подписи владельца (ст. 2 Закона «Об электронной подписи» № 63-ФЗ от 06.04.11 г.). Используется в целях удостоверения различных документов, включая отчетные, регистрационные и др. Кроме того, допускается применение ЭЦП для тендеров, при оказании госуслуг, совершении гражданских сделок и других действий.
ЭП при желании владельца может быть записана на универсальную электронную карту (УЭК), которая дает доступ ко многим электронным государственным и муниципальным сервисам. УЭК действует по всей территории РФ и должна заменить применяемые социальные карты.
Юридическая сила ЭЦП равноценна обычной подписи. Закон № 149-ФЗ «Об информации, информтехнологиях и защите информации» формат электронной подписи приравнивает к личной при взаимодействии лиц путем обмена электронными сообщениями (п. 4 ст. 11 Закона № 149-ФЗ от 27.07.06 г.). Актуальные требования к средствам ЭП, а также УЦ (удостоверяющим центрам) утверждены ФСБ России в приказе № 796 от 27.12.11 г.
Назначение электронной цифровой подписи
Для чего нужна электронная подпись? Подобный реквизит будет полезен как для юридических лиц, так и для простых граждан. С помощью ЭЦП легко организовать ЭДО (электронный документооборот) предприятия для обмена документами, включая отчетные, с налоговыми органами, Росстатом, социальными фондами, РАР, Роспотребнадзором и другими государственными структурами. Дополнительно применяется электронная подпись для участия в торгах или госзакупках, управления банковскими счетами, совершения сделок, открытия или закрытия бизнеса и т.д.
Физлица посредством ЭЦП могут получить электронный доступ к различным услугам для взаимодействия с Пенсионным фондом, медучреждениями, учебными структурами, госорганами. Имея заверенную подпись, можно быстро сдать документы на регистрацию ИП, а также уточнить, какие налоги необходимо заплатить в бюджет и т.д. При подаче различной документации в госорганы путем электронного обращения ответ приходит в аналогичном формате, что дает стопроцентную уверенность в рассмотрении вопроса обращения.
Как выглядит электронная подпись
Поскольку под электронной цифровой подписью понимается определенная последовательность кодовых символов, выглядеть такой реквизит может по-разному. В некоторых случаях ЭЦП — это шифр из цифровых и буквенных значений. В других — графическая картинка, в которой закодирована электронная подпись и печать одновременно. А в-третьих — это невидимый способ защиты, обладающий наиболее высоким уровнем надежности. При этом невозможно визуально определить место подписи, а генерация сведений производится путем ввода метаданных.
Виды электронной подписи
Существует 3 вида ЭП — это простая подпись, усиленная неквалифицированная (НЭП), усиленная квалифицированная (КЭП) (ст. 5 закона «Об электронной подписи»). Участвовать в госзакупках позволяет НЭП, а КЭП дает возможность сдавать отчеты в контролирующие органы, работать с ГИС (государственные инфосистемы), принимать участие в торгах, вести внутренний и/или внешний ЭДО и т.д. Подробнее о видах ЭП читайте в нашей статье.
Вывод
В этой статье мы разобрались, что такое ЭЦП, для чего нужна и как выглядит электронная цифровая подпись. Преимущества ЭП очевидны, а недостатки заключаются в том, что для ее получения следует сначала заверить данные для обеспечения подлинности. Процедура подтверждения обычно совершается в несколько этапов, что отнимает время. Если подпись уже оформлена, отказаться от нее или переоформить в дальнейшем не получится. Для защиты от потери (кражи) данных придется тщательно оберегать полученные ключи.
Источник