Содержание
- 1
1. Назначение и условия применения
- 2
2. Инструкция пользователя по установке поддержки электронной подписи
- 3
3. Часто возникающие ошибки
1. Назначение и условия применения
1.1. Область применения
Данное руководство помогает пользователю системы настроить свой персональный компьютер на работу с электронной подписью при использовании ОС Windows 7/8/10. Для применения средств электронной подписи установите необходимое программное обеспечение, а также настройте компоненты системы согласно приведенным ниже инструкциям.
1.2. Уровень подготовки пользователя
Пользователь сайта должен обладать следующей квалификацией:
-
Пользовательские навыки в работе с ЭВМ; -
Пользовательские навыки работы с WWW–браузером Microsoft Internet Explorer, Mozilla Firefox, Google Chrome, Opera; -
Базовые навыки по установке программного обеспечения для операционной системы Windows.
1.3. Перечень эксплуатационной документации, с которой необходимо ознакомиться пользователю
До начала работы пользователь должен ознакомиться с документами:
-
Операционная система Windows. Руководство пользователя.
2. Инструкция пользователя по установке поддержки электронной подписи
2.1. Шаг 1. Установка и настройка «КриптоПро CSP»
Для применения средств электронной подписи при работе в системе Вам необходимо приобрести программное обеспечение «КриптоПро CSP» для ОС Windows (Windows 7 допустима версия 3.9) согласно регламенту получения средств электронной подписи, опубликованному на сайте. Для установки и настройки «КриптоПро CSP» Вы можете воспользоваться документацией по установке «КриптоПро CSP», размещенной на сайте производителя, либо выполнить перечисленные здесь действия.
Установка и настройка «КриптоПро CSP» версии 3.9
- Скачайте с сайта разработчика https://www.cryptopro.ru/установочный файл «КриптоПро CSP» (версия 3.9).
-
Запустите, EXE- или MSI-файл установщика «КриптоПро CSP». При установке «КриптоПро CSP» версии 3.9 появится следующее окно, в котором нажмите кнопку «Далее». -
В появившемся окне нажмите кнопку «Далее». -
Появится следующее окно, в котором необходимо прочитать Лицензионное соглашение и после этого выбрать пункт «Я принимаю условия лицензионного соглашения», а затем нажать кнопку «Далее». -
В следующем окне введите информацию о пользователе, организации и серийный номер (если вы купили «КриптоПро »), затем нажмите кнопку «Далее». -
В следующем окне выберите пункт «Обычная» и нажмите кнопку «Далее». -
В следующем окне выбрать пункты «Зарегистрировать считыватель смарт-карт» и «Зарегистрировать считыватель съемных носителей» и нажать «Установить». -
Начнется установка «КриптоПро CSP» (как показано на рисунке). Дождитесь окончания установки. -
После окончания установки появится следующее окно, в котором нажмите кнопку «Готово». -
После окончания установки появится следующее окно, в котором нажмите кнопку «Готово». -
После перезагрузки компьютера, установка «КриптоПро CSP» будет завершена.
2.2. Шаг 2. Установка и настройка «КриптоПро ЭЦП Browser plug-in»
КриптоПро ЭЦП Browser plug-in предназначен для создания и проверки электронной подписи на web-страницах.
Для установки и настройки «КриптоПро ЭЦП Browser plug-in» необходимо выполнить перечисленные здесь действия.
Установка и настройка «КриптоПро ЭЦП Browser plug-in»
-
Загрузите файл установки «КриптоПро ЭЦП Browser plug-in» по ссылке http://www.cryptopro.ru/products/cades/plugin/get и запустите его. В появившемся окне нажмите кнопку «Да». -
Появится окно с сообщением об успешной установке. Нажмите кнопку «OK». -
Проверьте установку «КриптоПро ЭЦП Browser plug-in» на странице https://www.cryptopro.ru/sites/default/files/products/cades/demopage/cades_bes_sample.html В случае если установка была проведена успешно – в верхнем правом углу будет отображена надпись «Плагин загружен».
2.3. Шаг 3. Установка корневого сертификата
Для корректной работы электронно-цифровой подписи, корневой сертификат удостоверяющего центра, где получена ваша ЭЦП, должен быть установлен в системе, как доверенный. Проверить это можно следующим образом:
- Войдите в под учётной записью, обладающей правами администратора.
- С сайта удостоверяющего центра скачайте файл сертификата и сохраните его на вашем компьютере.
- Проследуйте по следующему пути – Пуск -> Панель управления -> Свойства обозревателя.
- Выберите вкладку «Содержание».
- На данной вкладке найдите кнопку «Сертификаты».
- Выберите вкладку «Доверенные корневые центры сертификации».
- Нажмите кнопку «Импорт»-«Далее».
- Выберите ранее сохранённый вами файл сертификата.
- Нажмите кнопку «Далее»-«Поместить все сертификаты в следующее хранилище». В поле «Хранилище сертификатов» должно быть выбрано «Доверенные корневые центры сертификации».
- Нажмите кнопку «Готово».
2.4. Шаг 4. Установка личного сертификата
Чтобы установить личный сертификат должностного лица:
-
Откройте меню «Пуск → Настройка → Панель управления» и дважды щелкните ярлык «КриптоПро CSP».Откроется окно «КриптоПро CSP».
-
Откройте вкладку «Сервис» и нажмите на кнопку «Просмотреть сертификаты в контейнере…». Откроется окно «Сертификаты в контейнере закрытого ключа». -
Нажмите на кнопку «Обзор». Откроется окно «КриптоПро CSP». -
В списке ключевых контейнеров пользователя выберите соответствующее значение и нажмите на кнопку «ОК».-
Имя ключевого контейнера может быть произвольным. Скорее всего, это будет уникальный буквенно-цифровой идентификатор. -
На каждом носителе могут присутствовать несколько контейнеров. Определить, какой из них содержит необходимый нам сертификат, возможно исключительно методом перебора и просмотра содержимого (сертификата). -
Если в качестве ключевого носителя используется:-
дискета – тогда в поле Считыватель необходимо искать контейнеры, расположенные на считывателе Дисковод А (Как правило. Но могут быть и другие буквы для дисковода). -
eToken — тогда в поле Считыватель необходимо искать контейнеры, расположенные на считывателях AKS ifdh 0 или AKS ifdh 1. -
Rutoken — тогда в поле Считыватель необходимо искать контейнеры, расположенные на считывателях Active Co. ruToken 0, Active Co. ruToken 1 или Active Co. ruToken 2. Окно закроется, в поле Имя ключевого контейнера отобразится запись выбранного контейнера.
-
-
-
Нажмите на кнопку «Далее». Откроется окно «Сертификаты в контейнере закрытого ключа». -
Убедитесь, что сертификат выбран корректно и нажмите на кнопку «Свойства». Откроется окно «Сертификат». -
Проверьте, что:-
значок сертификата не имеет на своем изображении желтых треугольников с восклицательным знаком внутри; красных кругов с белым крестиком; -
назначение сертификата указано верно; -
для сертификата имеется соответствующий закрытый ключ.
-
-
Откройте вкладку «Путь сертификации». В случае отсутствия цепочки или ее построения не от Головного удостоверяющего центра необходимо выполнить установку цепочки корневых сертификатов.Проверьте, что:
-
цепочка сертификатов выстраивается верно (корневым сертификатом является сертификат Головного удостоверяющего центра); -
статус сертификата принимает значение «Этот сертификат действителен».
-
-
Откройте вкладку «Общие» и нажмите на кнопку «Установить сертификат…». Откроется окно приветствия «Мастер импорта сертификатов».
-
Нажмите на кнопку «Далее». Откроется следующее окно Мастера с хранилищем сертификатов. -
Установите переключатель в положение «Поместить все сертификаты в следующее хранилище» и нажмите на кнопку «Обзор». Откроется окно «Выбор хранилища сертификата». -
Выберите хранилище «Личные» и нажмите на кнопку «OK». Окно закроется, в поле «Хранилище сертификатов» значение изменится на «Личные». -
Нажмите на кнопку «Далее». Откроется завершающее окно Мастера. -
Нажмите на кнопку «Готово». Будет запущен процесс установки сертификата. По завершению процесса откроется окно «Мастер импорта сертификатов». -
Нажмите на кнопку «OK». В результате окно закроется, сертификат должностного лица будет успешно установлен.
3. Часто возникающие ошибки
3.1. Ошибки, связанные с некорректной установкой «Крипто-ПроBrowser Plugin»
В случае если в момент подписания документа появляется окошко, указанное на рисунке ниже – необходимо проверить корректность установки компонента «Крипто-Про Browser Plugin».
Если установка плагина не производилась – выполните действия, описанные в п.2.2 Руководства. Если установка плагина была проведена – проверьте статус установки на тестовой странице КриптоПро https://www.cryptopro.ru/sites/default/files/products/cades/demopage/cades_bes_sample.html В случае если установка была проведена успешно – в верхнем правом углу будет отображена надпись «Плагин загружен». Если на тестовой странице указано, что плагин не загружен – попробуйте выполнить установку заново. Если повторная установка не помогла – обратитесь в службу технической поддержки криптопровайдера.
3.2. Ошибки, связанные с неправильной настройкой браузера
3.2.1. Ошибка с компонентом ADODB.Stream
Если для работы с системой используется браузер Internet Explorer – воспользуйтесь любым другим популярным браузером. Поддерживается работа с Mozilla Firefox, Chrome, Opera. Эти браузеры являются более современными и не требуют дополнительных настроек для работы с электронной подписью.
-
Войдите в Windowsпод своим пользователем (т.е. под Вашей личной учетной записью в Windows. -
Запустите браузер на вашем компьютере. -
Выберите в верхнем меню пункт «Сервис», затем «Свойства обозревателя». В появившемся окне выберите вкладку «Безопасность». -
Выберите иконку «Надежные узлы». В разделе «Уровень безопасности для этой зоны» ползунком выберите «Низкий» (ВАЖНО!). -
Нажмите кнопку «Узлы». Появится следующее окно «Надежные узлы». -
Проверьте, что снята галочка «Для всех узлов этой зоны требуется проверка серверов (https:)». -
В поле «Добавить узел в зону:» введите маску портала СЦ: http://www.имясайта.ru/, и нажмите затем кнопку «Добавить». Затем нажмите кнопку «ОК». -
Нажмите кнопку «ОК» для закрытия диалога. -
Перейдите на вкладку «Конфиденциальность», передвиньте ползунок уровня безопасности на «Низкий», убедитесь, что отключены все галочки в блоке «Расположение». -
Нажмите «ОК» для закрытия диалогового окна «Свойства обозревателя».
Перезагрузите браузер и снова попробуйте подписать файл. Если проделанные действия не решили проблему и возникла та же ошибка, обратитесь в службу технической поддержки криптопровайдера.
3.2.2. Настройка безопасности данного компьютера запрещает доступ к данным в другом домене
-
Если для работы с системой используется браузер – воспользуйтесь любым другим популярным браузером. Поддерживается работа с Mozilla Firefox, Chrome, Opera. Эти браузеры являются более современными и не требуют дополнительных настроек для работы с электронной подписью. -
При использовании браузера — сбросьте настройки браузера на изначальные и проведите настройку заново. Для этого:-
Перейти в меню «Сервис» — «Свойства обозревателя»; -
На вкладке «Безопасность» выберите иконку «Надежные узлы»; -
Нажмите кнопку «По умолчанию» в настройках уровня безопаности; -
Нажмите «Ок»; -
Перезапустите браузер; -
Снова перейдите в меню «Сервис» — «Свойства обозревателя», на вкладке «Безопасность» выберите иконку «Надежные узлы»; -
Выставьте уровень безопасности – «Низкий»; -
Нажмите «Ок»; -
Перезапустите браузер и попробовать подписать документ.
-
-
Если указанные действия не решили проблему – проведите дополнительные настройки браузера:-
Выберите в верхнем меню пункт «Cервис», затем «Свойства обозревателя». В появившемся окне выберите вкладку «Безопасность». -
Выделите «Надежные узлы», нажмите кнопку «Другой». Откроется еще одно окно «Параметры безопасности – зона надежных узлов». -
В графе «Сброс особых параметров» выберите «Низкий» и нажмите сбросить. -
Среди списка опций найдите подраздел «Элементы ActiveX и модули подключения», во всех опциях этого подраздела укажите «разрешить» или «ВКЛ» (количество опций зависит от версии операционной системы Windows компьютера и варьируется от 5 до 8). -
Нажмите кнопку «Ок».
-
-
Удалите временные файлы. Для этого необходимо:-
Открыть меню «Пуск → Панель управления → Свойства обозревателя» и дважды щелкните ярлык «КриптоПро CSP». -
Для Internet Explorer версии 8.0 на вкладке «Общие» в разделе «История просмотра» нажать на кнопку «Удалить». -
В появившемся окне отметить пункты «Временные файлы Интернета» и «Файлы «Cookie»» и нажать на кнопку «Удалить». -
Для Internet Explorer версии 7.0 на вкладке «Общие» в разделе «История просмотра» нажать на кнопку «Удалить». В появившемся окне последовательно нажать на кнопки «Удалить файлы» и «Удалить «Cookie»». -
На вкладке «Безопасность» кликнуть по значку «Надежные узлы» и нажать на кнопку «Другой». Проверить, что в списке разрешены (включены) все пункты, кроме «Блокировки всплывающих окон». -
Перейти на вкладку «Дополнительно».Отметить следующие пункты:
-
SSL 2.0, SSL 3.0, TLS 1.0. -
Включить внутреннюю поддержку XMLHTTP. -
Убедиться, что нет отметки на пункте «Не сохранять зашифрованные страницы на диск».
-
-
После выполнения настроек необходимо перезапустить браузер.
-
-
Если проделанные действия не решили проблему, обратитесь в службу технической поддержки криптопровайдера.
3.3. Ошибки, связанные с использованием некорректных сертификатов
3.3.1. Ошибка «Некорректный корневой сертификат! Для создания ЭЦП используйте сертификат, выданный уполномоченным Удостоверяющим Центром»
Данная ошибка возникает, если УЦ, выдавший сертификат, отсутствует в списке доверенных корневых центров сертификации на сервере. Если УЦ состоит в АЭТП, либо относится к одному из УЦ, разрешенных на площадке – обратитесь в службу технической поддержки криптопровайдера.
3.4. Ошибки, связанные с неправильной настройкой системы
3.4.1. Ошибки установки и настройки Крипто-Про
В случае, если ошибка связана с установкой и настройкой программного обеспечения «Крипто Про» при попытке подписать документ возникает следующая ошибка.
При возникновении подобной ошибки пользователь должен проделать следующие действия:
Источник