Электронная подпись (ЭП) сегодня широко применяется различными субъектами хозяйственной деятельности. Без нее невозможно удаленно подать отчетность, обратиться в государственный орган, подписать электронный документ. Для участия в торгах электронная подпись необходима и заказчику, и исполнителю. Какая именно ЭЦП подойдет? Как ее получить? Об этом расскажем в статье.
Содержание
Что такое ЭЦП
Цифровая подпись — эта информация о лице в электронной форме, которая хранится на специальном носителе в закодированном виде. Сертификат ЭП содержит данные о наименовании или ФИО лица, его ИНН, КПП (для организаций), ОГРН, должность и полномочия владельца.
Правовая основа применения электронной подписи — Федеральный закон № 63-ФЗ от 6 апреля 2013 года. В нем определено, какие существуют виды подписей, в каких случаях должна применяться каждая из них, в каком порядке признается юридическая сила подписанных ЭЦП документов и много других нюансов.
В соответствии с этим законом ЭП бывают трех видов:
- простая электронная подпись;
- усиленная неквалифицированная электронная подпись;
- усиленная квалифицированная электронная подпись.
Для участия в торгах оформляются подписи с полномочиями:
- администратор организации;
- уполномоченный специалист;
- специалист с правом подписи контракта.
Подписи конкретного лица можно присвоить любые из этих полномочий и даже несколько. Все зависит от того, что нужно организации.
Какая подпись нужна для торгов по 44-ФЗ
Всем участникам торгов, которые проводятся на электронных площадках, понадобится обзавестись ЭП:
- заказчикам — усиленной квалифицированной электронной подписью;
- поставщикам — усиленной неквалифицированной электронной подписью.
Подпись пригодится на каждом из этапов торгов и при проведении любых операций на ЭТП. Также стоит учесть, что требования к наличию подписи не зависит от того, на федеральной или коммерческой площадке собирается работать организация. Подпись понадобится на любой ЭТП, однако разная. Существуют ЭЦП, которые позволяют участвовать в торгах только на федеральных площадках, но есть и такие, которые включают и работу на коммерческих.
Обратите внимание! Подпись, которая оформлена для участия в аукционах по 223-ФЗ, не подойдет для торгов по 44-ФЗ.
Короткое видео о выборе ЭЦП для поставщика:
Где взять электронную подпись?
Куда обратиться за подписью, зависит от того, в каком качестве организация собирается принимать участие в торгах:
-
В качестве заказчика. В этом случае ЭЦП выдает территориальный орган Федерального казначейства. Полученный сертификат будет действовать на любой федеральной площадке. -
В качестве поставщика (исполнителя, подрядчика). За ЭЦП следует обращаться в удостоверяющий центр (УЦ).
Как выбрать удостоверяющий центр?
Разные площадки устанавливают собственные требования к удостоверяющим центрам. Поэтому начать процесс следует с выбора ЭТП, на которой будет производиться участие в торгах.
Далее целесообразно действовать по такому алгоритму:
- посетить сайт ЭТП и найти на нем перечень удостоверяющих центров;
- выбрать один из них и уточнить, какие документы понадобятся;
- собрать пакет документов и отправляться за подписью.
Рекомендуем сразу решить, на каких лиц будут оформляться подписи, и для чего они будут предназначаться (для торгов, подачи отчетности, работы с ЕГАИС по алкогольным напиткам и так далее).
Нередко у заказчиков возникает вопрос: на кого необходимо делать электронную подпись — на руководителя, на контрактного управляющего, на них обоих? Ответ прост — на того, кто будет подписывать документы на ЭТП, в том числе контракты. Кого наделить такими полномочиями — руководителя или специалиста по закупкам — это решает сам заказчик.
Комплект для документов для оформления ЭЦП
Минимальный набор документов обычно примерно таков:
- заявление на изготовление ключ ЭЦП;
- документы, на основании которых действует организация и ее руководитель — копия Устава, выписка из реестра, копия приказа о назначении директора;
- документы лица, на которого будет оформлена ЭЦП, в том числе доверенность на осуществление полномочий, которые будут в ней прописаны;
- если владелец подписи подает документы через представителя, то доверенность на его имя.
Когда подпись готова, удостоверяющий центр выдаст:
-
Токен. Ключ ЭЦП — это файл, который размещается на специальном устройстве — токене. На нем должны находиться:- файл ключа;
- файл сертификата ключа проверки ЭЦП.
-
Копию сертификата проверки ключа на бумаге с подписью и печатью УЦ. -
Лицензию на право использования средства электронной подписи (программа для ПК). -
Цифровой носитель с установочными файлами этой программы и документацией.
Как хранить ЭЦП
К хранению электронной подписи следует относиться ответственно. По правилам свою ЭЦП запрещено передавать для пользования другим лицам, но на практике это случается повсеместно.
Вместе с токеном будет выдан защищающий его пин, который следует хранить конфиденциально. В этом случае даже при утере носителя никто не сможет воспользоваться цифровой подписью. Если носитель утерян, необходимо обратиться в удостоверяющий центр. Старый ключ будет аннулирован, а вместо него для пользователя будет изготовлен новый. Правда, придется вновь оплатить изготовление ЭЦП.
Источник