По нормам действующего федерального законодательства, для доступа к Государственной информационной системе (сокращенно — ГИС) ЖКХ требуется специализированная электронная подпись, или ЭЦП. Чтобы успешно зарегистрироваться и в дальнейшем работать с порталом ГИС ЖКХ, получить ЭЦП нужно обязательно — это определяется требованием закона к государственным электронным ресурсам. Причем в случае, если доступ к сайту требуется управляющей организации для публикации данных о жилом фонде, видах услуг по управлению коммунальным имуществом жилых домов и их стоимости, ЭЦП требуется оформлять на имя главы такой организации.
Зачем нужен ключ ЭЦП для ГИС ЖКХ?
Закон обязывает все управляющие компании, занимающиеся предоставлением жилищно-коммунальных услуг, публиковать на сайте ГИС ЖКХ полную информацию о деятельности компании, находящихся под ее управлением домов жилищного фонда, а также стоимости оказываемых услуг. С 1 июля 2016 года на управляющие организации и компании, не размещающие такую информацию, будет накладываться штраф до 200 000 рублей.
Поэтому все организации, занимающиеся предоставлением услуг в сфере ЖКХ, должны обязательно получить ЭЦП для ГИС ЖКХ и пройти регистрацию на портале. Порядок действий в данном случае должен быть таким:
- От имени физического лица — руководителя компании или организации — подается заявка на усиленную квалифицированную электронную подпись для ГИС ЖКХ dom.gosuslugi.ru в один из удостоверяющих аккредитованных центров, занимающихся выдачей таких ЭЦП.
- При подаче заявки в аккредитованный для выдачи подписей центр предоставляется также копия паспорта руководителя организации, а также заверенная копия приказа о назначении на должность. После предоставления и проверки всех полученных от клиента документов аккредитованный центр формирует индивидуальную уникальный электронный ключ, являющийся аналогом собственноручной подписи.
- После получения ключа подписи нужно будет зарегистрироваться и авторизоваться в единой системе идентификации (ЕСИА) на соответствующем сайте. В случае, когда управляющая организация регистрируется в качестве юридического лица, потребуется заполнение анкеты для юрлиц и введение личных данных в специальную форму.
- Активировать ЭЦП на носителе и затем, используя ее, войти на сайт dom.gosuslugi.ru.
- Внести сведения о компании в профиль, указать данные представителя компании, который обладает правом подписи.
После успешно пройденной регистрации организация сможет полноценно работать с порталом ГИС ЖКХ, размещая и обновляя информацию о предоставляемых услугах и находящихся в управлении жилых домах, о проведенных или запланированных работах, здесь же можно будет указывать размеры оплаты и задолженности по предоставленным ранее коммунальным услугам.
На что следует обратить внимание?
Для доступа к сайту следует подавать заявку на усиленную квалифицированную электронную подпись для ГИС ЖКХ dom.gosuslugi.ru — простая подпись здесь не подходит. Сходная квалифицированная ЭЦП применяется также для работы с порталами госзакупок и для подачи бухгалтерской отчетности компании.
Чтобы полноценно работать с ГИС ЖКХ, получить ЭЦП необходимо в аккредитованном удостоверяющем центре, нельзя обращаться в не аккредитованные для подобной деятельности компании, поскольку полученная у них подпись не будет иметь законной силы. Список предоставляющих такие услуги центров можно найти на сайте Государственной информационной системы. При заключении договора с удостоверяющим центром необходимо обязательно потребовать заключение об аккредитации, чтобы в будущем не было неприятных сюрпризов.
При заказе электронной подписи также желательно уточнить, будет ли осуществляться ее техническая поддержка и предоставляется ли сопутствующее программное обеспечение (программы для определения подлинности подписи, например). Если такая техподдержка не предоставляется либо предоставляется не в полном объеме, у организации могут возникнуть проблемы с установкой и использованием ЭЦП.
Одним из центров, прошедших аккредитацию и имеющих законное право выдавать квалифицированные подписи для работы с ГИС ЖКХ, является компания «ИнфоСавер». Она занимается формированием и выдачей электронных ключей подписи для физических и юридических лиц, представителей органов власти, государственных и частных фирм и организаций. При наличии всех требуемых для получения подписи документов ее выдача займет не более 1-2 часов. При этом компания «ИнфоСавер» оказывает полную техническую и консультативную поддержку своим клиентам. Профессионализм, оперативность, гарантии качества работы и достоверности полученной подписи — вот основные критерии работы компании.
Источник