Госуслуги в электронной форме
Краткое содержание: 1) Использование ЭЦП на портале госуслуг 2) Получение ЭЦП для госуслуг 3) Где получить ЭЦП для госуслуг 4) Как подключить и использовать ЭЦП
Оказание госуслуг определяет Федеральный закон № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», который действует с 30 июля 2010 года.
В соответствии с данным ФЗ, госуслуги в РФ осуществляются в электронном виде посредством государственной информационной системы (далее — ИС) «Единый портал государственных и муниципальных услуг» (далее — Единый портал госуслуг) а так-же других ИС, правила использования которых публикуются на официальных сайтах порталах госорганов.
Преимущества получения госуслуг в электронном виде состоят в:
- сокращении времени на ожидание,
- исключении необходимости предоставления лишних документов,
- возможности получения госуслуг из любой точки нахождения посредством сети Интернет в удобное время,
- в возможности получения информации о ходе предоставления госуслуг и снижении коррупционных рисков.
Предоставление услуг через портал www.gosuslugi.ru осуществляется в приоритетном порядке — заявителю назначается дата и время приема, о чем он уведомляется в электронном виде.
В соответствии с № 210-ФЗ госорганам при оказании госуслуг запрещено требовать документы, находящиеся в распоряжении других госорганов. Со вступлением данного документа в законную силу госорганы обязаны запрашивать и получать такую информацию путем межведомственного взаимодействия.
Система межведомственного электронного взаимодействия (далее — СМЭВ) представляет собой федеральную государственную информационную систему (далее — ГИС), включающую информационные базы данных, в том числе содержащие сведения об электронных сервисах, истории движения электронных сообщений при предоставлении госуслуг, а также комплекс технических решений, используемый для обмена информацией между ИС госорганов и организаций через СМЭВ.
Для идентификации пользователей и обеспечения защищенного взаимодействия с порталом госуслуг и СМЭВ была создана Единая система идентификации и аутентификации (далее — ЕСИА). В соответствии с «дорожной картой» по внедрению Концепции развития механизмов оказания госуслуг в электронном виде, официальные порталы органов исполнительной власти используют ЕСИА при авторизации лиц, участвующих в оказании и получении госуслуг.
ЕСИА поддерживает несколько способов идентификации пользователей, но основным вариантом является использование квалифицированной ЭП (ЭЦП).
Использование ЭЦП на портале госуслуг
Физическое лицо регистрируется в Личном кабинете и далее авторизоваться с использованием квалифицированной ЭЦП для получения госуслуг. Квалифицированный сертификат ЭЦП должен быть выдан аккредитованным УЦ. Сертификат содержит ФИО и страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) лица.
Юридическое лицо регистрируется в Личном кабинете также только с использованием квалифицированной ЭЦП для получения госуслуг. В качестве владельца сертификата указывается сотрудник, имеющей полномочия действовать от имени юридического лица. Сертификат обязательно должен содержать ФИО, СНИЛС пользователя, название, адрес и основной государственный регистрационный номер (ОГРН) юридического лица.
Пользователь подписывает заявление, отправляемое в госорган с помощью ЭП. При осуществлении этой процедуры применяются национальные стандарты ЭЦП (ГОСТ Р 34.11-94, ГОСТ Р 34.10-2001) и используются сертифицированные ФСБ РФ СКЗИ (например, КриптоПро CSP), сертифицированный носитель ключевой информации (например, eToken, JaCarta и пр.). Что позволяет определить данную ЭЦП как усиленную квалифицированную электронную подпись.
Получение эцп для госуслуг
Вы заполняете электронную заявку на получение ЭЦП для госуслуг на сайте УЦ и указываете свои контактные данные.
Специалист удостоверяющего центра, получивший запрос свяжется с Вами и вышлет на контактный адрес перечень необходимых документов.
- для получения ЭЦП физического лица для госуслуг Вы предоставляете заявление на получение ЭЦП, ИНН, паспорт и СНИЛС
- для получения ЭЦП юридического лица для госуслуг подается заявление на получение ЭЦП, свидетельство о государственной регистрации лица, ИНН, паспорт ответственного сотрудника, доверенность на сотрудника, СНИЛС и выписка из ЕГРЮЛ
Подготовив необходимые документы, Вы получаете ЭЦП для госуслуг в течение 1 рабочего дня.
Где получить ЭЦП для госуслуг
Квалифицированную усиленную электронную подпись для госуслуг можно получить в аккредитованном Минкомсвязи России удостоверяющем центре «РосИнтеграция».
Удостоверяющий центр «РосИнтеграция» имеет широкую географию представительств, в каждый из которых вы можете обратиться за получением ЭЦП для госуслуг
- г. Краснодар, ул. Мира, д. 26. Тел.:
8 (861) 279-32-00 E-mail: info@rosint.net - г. Ростов-на-Дону, ул. Мечникова, д. 114/134. Тел.:
8 (961) 279-00-42 E-mail: info@rosint.net - г. Ставрополь, пр. Кулакова, д. 16В. Тел.:
8 (8652) 20-50-24
E-mail: info@rosint.net - г. Курган, ул. Кравченко, д. 55, 3 подъезд, оф. 325
E-mail: info@rosint.net - Крым (г. Симферополь), ул. Гаспаринского, д.19. Тел.: +38 (0652) 701 290,
8 (978) 753-82-40
E-mail: krym@krasnodar.pro
Как подключить и использовать ЭЦП для госуслуг
После того, как Вы получили электронную подпись для госуслуг, необходимо выполнить простые действия по настройке автоматизированного рабочего места (ПК, ноутбук и пр.) пользователя и личного кабинета на портале с госуслуг. Посмотрим на примере Портала госуслуг Краснодарского края http://pgu.krasnodar.ru/
На портале нужно перейти на вкладку — «Услуги в электронной форме» и выбрать авторизацию через ЕСИА. После перенаправления браузера на сайт единой системы ЕСИА госуслуг необходимо выполнить действия в соответствии с инструкцией в появившемся окне.
После подключения носителя ЭЦП для госуслуг и ввода пин-кода ваш браузер возвращается на Портал государственных и муниципальных услуг Краснодарского края, где отображается перечень доступных в электронной форме государственных услуг.
Источник