Согласно статье 5 № 63-ФЗ «Об электронной подписи», для идентификации юридических и физических лиц могут использоваться три формы ЭП, среди которых наиболее значимая и защищенная — квалифицированная:
-
Простая электронная подпись подтверждает факт формирования подписи определенным лицом посредством кодов, паролей и иных средств защиты. Используется при оформлении электронных сообщений, направляемых в органы государственной власти, местного самоуправления или должностным лицам. -
Усиленная неквалифицированная подпись не только идентифицирует отправителя, но и подтверждает, что с момента подписания документ не менялся. Сообщение с простой или неквалифицированной электронной подписью может (по предварительной договоренности сторон и в специально предусмотренных законом случаях) быть приравнено к бумажному документу, подписанному собственноручно. -
Усиленная квалифицированная электронная подпись (ЭЦП, КЭП) — всегда приравнивает электронный документ к бумажному с собственноручной подписью, пока суд не решит иначе. Подтверждается сертификатом от аккредитованного удостоверяющего центра. Защищает документ с помощью средств шифрования, утвержденных ФСБ России. Только усиленная электронная подпись подтверждает личность своего владельца и неизменность документа после подписания.
Усиленная подпись электронная неквалифицированная и усиленная электронная квалифицированная подпись получаются в результате криптографического преобразования информации с использованием ключа электронной подписи, позволяют определить лицо, подписавшее электронный документ, позволяют обнаружить факт внесения изменений в электронный документ после момента его подписания, создаются с использованием средств электронной подписи.
Квалифицированной электронной подписью является электронная подпись, которая:
- получена в результате криптографического преобразования информации с использованием ключа электронной подписи;
- позволяет определить лицо, подписавшее электронный документ;
- позволяет обнаружить факт внесения изменений в электронный документ после момента его подписания;
- создается с использованием средств электронной подписи;
- ключ проверки электронной подписи указан в квалифицированном сертификате;
- для создания и проверки квалифицированной усиленной электронной подписи используются средства электронной подписи, получившие подтверждение соответствия требованиям, установленным в соответствии с настоящим 63-ФЗ «Об электронной подписи».
Квалифицированная усиленная подпись нужна, чтобы:
- сдавать отчетность в госорганы: ФСС, ПФР, ФСРАР и другие;
- участвовать в электронных торгах;
- оформлять документы и получать справки на портале госуслуг;
- узнавать о деятельности юрлиц и ИП из Единого федерального реестра на сайте Fedresurs.ru;
- работать в системах маркировки ЕГАИС и ГИС;
- пользоваться другими государственными информационными системами на базе ЕСИА и СВЭБ;
- заключать сделки и совершать юридически значимые действия удаленно — через интернет.
Список информационных систем, требующих использование усиленной подписи постоянно расширяется.
При сдаче отчётности с использованием электронной подписи необходимо иметь в виду следующие нюансы:
- всегда отслеживайте срок направления отчетности и срок окончания действия сертификата ключа электронной подписи (стандартный срок его действия составляет 1 год). Оформление нового сертификата занимает несколько дней, что может создать затруднения в условиях строгих сроков подачи отчетности. Не рекомендуем оформлять усиленную подпись в период, совпадающий с последними днями сдачи отчетности по налогам и страховым взносам;
- своевременно вносите данные об изменении регистрационных данных организации в электронные формы деклараций. Это необходимо делать, даже если вы ранее уведомили ФНС России о произошедших изменениях.
Усиленная подпись для физического лица требует для получения:
- личное присутствие;
- основной документ, удостоверяющий личность (паспорт);
- страховое свидетельство государственного пенсионного страхования заявителя (СНИЛС);
Квалифицированная электронная подпись для юридических лиц требует для получения:
- учредительные документы;
- документ, подтверждающий факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;
- свидетельство о постановке на учет в налоговом органе заявителя.
Схема получения Квалифицированной электронной подписи
Обратим ваше внимание на то, что универсальной электронной подписи, разрешенной к использованию во всех сферах электронного документооборота и при взаимоотношениях со всеми государственными органами, пока не существует. ЭЦП для сдачи электронных отчетов не подходит для участия в онлайн-торгах, хотя каждая из них — квалифицированная усиленная подпись.
Где получить электронную подпись?
Купить квалифицированную электронную подпись можно только в аккредитованном удостоверяющем центре — в том числе в Центре ЭЦП АБТ. Сертификат ключа проверки КЭП нужно ежегодно продлевать. Мы предоставляем эту услугу тремя способами:
-
Сертификат уже не действует? Срочно выдаем новый ключ. Просто оплатите услугу и вышлите нам копию платежного поручения. -
Действие сертификата скоро истекает? Продлим! В период обновления КЭП вы продолжаете работать в привычном режиме. -
Готовы привезти USB-носитель с КЭП к нам в офис? Обновляем сертификат на вашем носителе.
Как пользоваться подписью?
Электронная подпись гарантирует юридическую значимость документов, которые направляются другому лицу или в другую организацию через интернет. Чаще всего ее применяют для:
- Сдачи отчетности в электронном виде;
- Получения доступа и использования государственных услуг через интернет;
- Участия в тендерах;
- Работе с электронным документооборотом.
Работа с подписями выглядит следующим образом:
Шаг 1. Подписание документации
Шаг 2. Приемка ответных документов от контрагента, проверки подписей на них;
Шаг 3. Перевод документа в категорию архивного.
Чтобы купить ЭЦП для торгов, отчетности, ЕГАИС и госпорталов, загляните в наш магазин электронных подписей. У нас вы можете заказать ЭЦП на защищенном носителе. Позвоните нам и узнайте, как работает квалифицированная ЭЦП на торговых площадках и в программе «СБИС++ Электронная отчетность». Заключайте электронные договоры и используйте интернет для развития бизнеса — АБТ подскажет, что для этого нужно!
Источник