ЭЦП применяется в ходе документооборота, при получении каких-либо государственных услуг, при сдаче отчетности в контролирующие органы и др. Документ, который подписан электронно, имеет юридическую силу подписанного собственноручно.
Законом № 63-ФЗ выделены несколько видов ЭП:
- простая (подтверждает факт подписания при помощи кодов, паролей либо иных средств);
- усиленная. В свою очередь, подразделяется на квалифицированную и неквалифицированную.
Обычно она выглядит как обычная флешка. Внутри хранится специальная программа — криптопрограмма закрытого и открытого ключей. Уточним, подобного рода программа — это специализированное программное обеспечение, предназначенное для работы с данной ЭЦП. При этом закрытый ключ представляет собой уникальную совокупность символов, известную только самому владельцу, а открытый — это файл, который несет в себе сведения о пользователе данного инструмента.
Содержание
Усиленная неквалифицированная электронная подпись
К основным признакам этого инструмента можно отнести следующие:
- получается в результате криптографического преобразования информации с использованием специального ключа;
- возможно определить того, кто подписал;
- возможно обнаружить факт внесения изменений после подписания;
- создается с использованием средств электронной подписи.
Применяется во внутреннем и внешнем документообороте организации (к примеру, заверение цифровых документов), а также для предоставления документов в Арбитражный суд в небумажном формате.
Создать ее может неаккредитованный удостоверяющий центр.
Усиленная квалифицированная электронная подпись: что это такое
Она обладает всеми свойствами неквалифицированной подписи, а также имеет дополнительные признаки:
- квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи;
- в целях создания используются средства, которые соответствуют требованиям 63-ФЗ.
Другими словами, подобного рода инструменты создаются с привлечением специальных средств, которые подтверждаются компетентными органами, а именно ФСБ России. Гарантирует такую подлинность специальный сертификат, который выдается аккредитованным удостоверяющим центром (УЦ).
Область применения достаточно обширна. Помимо работы с документооборотом она позволяет работать с порталом Госуслуг, сдавать отчетность в налоговые органы, отправлять банковские и иные документы через интернет, взаимодействовать с органами казначейства, предоставлять отчетность во внебюджетные фонды, а также участвовать в торгах.
В чем различия квалифицированной и неквалифицированной ЭЦП
Мы разобрали, что представляет собой квалифицированная и неквалифицированная электронная подпись, разница же между ними заключается в следующем: ЭЦП первого типа включает в себя все признаки неквалифицированного, но при этом дополняется сертификатом безопасности ключа. Этот, казалось бы, незначительный факт существенно влияет на безопасность, а также сферу применения.
На сегодняшний день более популярна квалифицированная, так как она предлагает наиболее обширную сферу применения, а также обеспечивает максимальную защиту.
Как получить усиленную квалифицированную электронную подпись
Необходимо обратиться в один из аккредитованных УЦ (узнать о таких организациях можно на сайте Минкомсвязи). В зависимости от того, кому необходима ЭЦП (физическому или юридическому лицу), список документов для получения различен.
Пакет документов для физических лиц включает в себя:
- паспорт;
- страховое свидетельство государственного пенсионного страхования заявителя (СНИЛС).
Квалифицированная электронная подпись для юридических лиц изготавливается на основании следующих документов:
- учредительные документы юридического лица;
- лист внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;
- свидетельство о постановке на учет в налоговом органе заявителя.
Как получить квалифицированную электронную подпись для ИП? Так же как и при получении данного инструмента для физических и юридических лиц. Потребуется обратиться в УЦ с пакетом документов:
Источник