Использование электронной подписи с развитием интернет-услуг становится обычным делом, как для физлиц, так и для компаний. Сама электронная подпись — некий аналог обычного утверждения документа, но выполненный в цифровом виде. Сущность заключается в привязке определенных данных к передаваемому файлу для проверки последнего. Если еще больше упростить пояснение, в случае с классической подписью на документе сверяется схожесть текста, а в электронной цифровой подписи (ЭЦП) — соответствие прикрепленной информации.
Содержание
Какие виды ЭЦП бывают?
Благодаря использованию электронной подписи, удалось «легализировать» документооборот в глобальной сети. При этом многие сделки оформляются без личной встречи сторон, что открывает новые пути для бизнеса. Одновременно с этим нужно учитывать существующие виды электронной подписи:
-
Простая. Такой вид ЭЦП применяется чаще всего. Она используется при проведении платежных операций, на сайте госуслуг. Особенность простого сертификата заключается в отсутствии криптографических алгоритмов, что делает его менее защищенным к взлому.
-
Усиленная электронная подпись. В отличие от прошлого варианта, здесь предусмотрена лучшая защита. Усиленная ЭЦП бывает двух типов:
- Неквалифицированная. Здесь предусмотрен криптографический механизм, гарантирующий лучшую безопасность для участников транзакции. Каких-то особых требований к этому типу ЭЦП не предъявляется. По этому «автографу» удается распознать автора бумаги. При этом сам документ должен быть целым.
Читайте также — Интернет-управление счетом
- Квалифицированная. Данный вид усиленной электронной подписи считается наиболее надежным из всех существующих вариантов. По этой причине именно этот вид ЭЦП применяется при сдаче деклараций в ФНС. Этот сертификат должен в полной мере соответствовать признакам неквалифицированной ЭЦП. Но здесь имеется два отличительных признака — наличие сертификата проверяющего ключа, а также сертифицированных систем для ЭЦП.
- Жесткость структуры.
- Получение ЭЦП в аккредитованном центре.
- Соблюдение правил передачи.
Квалифицированный сертификат — некий аналог цифрового паспорта, обеспечивающий широкий спектр применения.
Использование электронной подписи: где она нужна?
Простая и (или) усиленная электронная подпись может применяться:
-
При сдаче отчетности в ФНС. Действующие сегодня контролирующие органы в большинстве случаев принимают документацию в цифровой форме. «Первопроходцем» в этом секторе стала НДС, которая с 2015-го сдается только в электронном виде. Для остальной отчетности действуют бюрократические нормы, позволяющие сдавать документы в двух вариантах — классическом (бумажном) и цифровом.
-
При участии в электронных торгах. Здесь имеется два варианта:
-
Участие в торгах по ФЗ-223. В этом секторе использование электронной подписи актуально с 2010 года. И если ранее число ЭТП было ограничено, сегодня они исчисляются сотнями (для различных отраслей). При осуществлении закупок на ЭТП как раз и применяются сертификаты.
- ФЗ-44 (государственный заказ). Здесь используется неквалифицированная ЭЦП с учетом дополнительных требований. Но и в этом секторе заметно движение к более надежному — квалифицированному сертификату.
-
Продажа банкротов. Одна из сфер использования электронной подписи — сделки с банкротами. Сегодня в сети работает ряд сайтов, позволяющих осуществлять подобного рода сделки. При совершении операций учитывается отдельное законодательство, подразумевающее применение квалифицированной ЭЦП.
-
Госпорталы. В интернете работает множество сервисов, позволяющих оформлять те или иные услуги. Один из них — портал госуслуг. Здесь при передаче документации может потребоваться простая или усиленная электронная подпись.
Кроме уже упомянутых выше секторов, ЭЦП может применяться:
- В корпоративных ЭДО.
- При коммерческих торгах.
- Отраслевые ЭДО и прочие сектора.
Итоги
Последние годы спектр использования электронной подписи значительно увеличился, и сегодня ЭЦП актуальна для шести-семи десятка отраслей. С каждым годом это число только растет. При этом популярны и другие направления — облачные ЭЦП или подписи на Сим-картах. Рост популярности обуславливает создание отдельной законодательной базы и развитие дополнительных секторов защиты. Кроме того, снижается число специальных центров по выдаче сертификатов, что также способствует повышению уровня безопасности.
Источник