С 2006 года в Казахстане функционирует портал Электронного правительства ( http://egov.kz ).
» Электронное правительство
— это единый механизм взаимодействия государства и граждан, а также государственных органов друг с другом, обеспечивающий их согласованность при помощи информационных технологий.«.
Для пользования услугами электронного правительства необходимо получение электронной цифровой подписи (ЭЦП), по данным Национального удостоверяющего центра ( http://pki.gov.kz ) количество действующих в настоящее время ЭЦП превышает 2,2 миллиона. Так свыше 2-х миллионов человек (24% экономически активного населения), сейчас имеют возможность в онлайн-режиме пользоваться автоматизированными государственными услугами.
По состоянию на 01.04.2014г. пользователям портала egov.kz предлагается 235 интерактивных и транзакционных услуг (36% от Реестра всех государственных услуг). За 2013 год пользователям портала было оказано более 27 миллионов услуг.
На официальном интернет-сайте Верховного суда РК функционирует автоматизированная информационно-аналитическая система судебных органов Республики Казахстан ( http://eaias.supcourt.kz ). Внедрение данной автоматизированной системы (далее — ЕАИАС) способствует реализации принципов и задач судопроизводства (таких как гласность судебного разбирательства, обеспечение доступа участников процесса к материалам дела, содействие своевременному рассмотрению дел, снижение административных барьеров).
C 2012 года органами юстиции разрабатывается информационная система «Автоматизированная информационная система органов исполнительного производства» (АИС ОИП), реализующая электронный сервис по исполнительному производству для истца, должника, покупателя в онлайн-режиме через сайт http://www.adilet.gov.kz .
В 2011 году начат проект внедрения информационной системы электронного обучения (e-Learning). В сельском хозяйстве эксплуатируются информационные системы: единая автоматизированная система управления отраслями агропромышленного комплекса «e-agriculture», система электронных торгов в аграрном секторе, система электронных зерновых расписок. Также осуществляется реализация проектов «е-минфин» и «е-статистика», «е-лицензирование», «е-нотариат» и т.д.
Таким образом, развитие комплекса проектов электронного правительства — это объективно необходимое явление современной жизни, которое пользуется постоянно растущей популярностью среди пользователей и поддерживается со стороны государства.
Вместе с тем, возникает вопрос, а каковы перспективы развития электронного правительства и какие нормативные правовые акты регулируют данный процесс.
Основным нормативным актом в данной сфере является Закон РК «Об информатизации», который определяет цели и принципы государственного регулирования в сфере информатизации, в том числе принцип свободного доступа и обязательного предоставления электронных информационных ресурсов ( презумпция открытости ), содержащих информацию о деятельности государственных органов. В связи с этим можно предположить, что «презумпция открытости» обязывает государственные органы обеспечивать открытость, гласность, прозрачность своей деятельности. Но в действительности данный принцип не работает должным образом, деятельность государственных органов фактически закрыта и в физическом смысле (чрезвычайно сложный пропускной режим в зданиях государственных органов, турникеты, шлагбаумы и иные барьеры), и в информационном смысле (на Интернет-ресурсах государственных органов информация об их деятельности представлена очень скудно).
Постановлением Правительства РК от 3.10.2007г. № 891 утвержден перечень информации о государственных органах, которая должна быть размещена на интернет-ресурсах государственных органов. В соответствии с данным перечнем на каждом интернет-сайте любого государственного органа должна размещаться статистическая информация характеризующая состояние и динамику развития соответствующей отрасли, аналитическая информация по деятельного государственного органа, контактные данные сотрудников и т.д. Но фактически найти такую, обязательную для размещения, информацию на интернет сайтах государственных органов не всегда представляется возможным.
Для примера можно рассмотреть следующие интернет-сайты.
1. Комитет таможенного контроля ( http://e.customs.kz ). Контактные данные сотрудников практически отсутствуют, правовые акты Комитета размещены годичной давности, сервис вопрос-ответ практически не работает (все заданные вопросы имеют статус «не отвечен»), в разделе «Деятельность» размещено только два документа датированные 2009 и 2010 годом.
2. Агентство РК по регулированию естественных монополий ( http://www.arem.gov.kz ). Контактные данные сотрудников представлен только в отношении руководителей подразделений, остальная информация представлена обширно, но совершенно не систематизирована для поиска. Тарифы естественных монополий представлены избирательно, также без системы и функций поиска, а тарифы на электрическую энергию указаны утратившие силу (годичной давности), необходимый нормативный правовой акт в сфере регулирования естественных монополий найти практически не возможно, актуальные законопроекты не представлены вовсе.
Такие примеры можно приводить множество, дефицит информации характерен для всех государственных органов.
Перспективы развития электронного правительства определены в Государственной программе «Информационный Казахстан — 2020», утвержденной Указом Президента РК от 8.01.2013 г. № 464.
В соответствии с данной программой определены целевые индикаторы открытости государственных органов:
1) индекс е-участия Республики Казахстан (по методике ООН) на протяжении реализации Программы должен удерживаться в числе первых 5 стран;
2) количество активно используемых приложений, базирующихся на сервисах » открытых данных «, в 2017 году — не менее 3, в 2020 году — 10.
Для развития «Электронного правительства» как инструмента информатизации государства программой также определены целевые индикаторы, в том числе:
1) индекс «электронного правительства» (по методике ООН) в 2017 году — в числе первых 30, а в 2020 году должен находиться в числе первых 25 стран;
2) доля электронных государственных услуг по отношению к общему числу услуг, полученных в традиционном виде, в 2017 году — 50 %, в 2020 году — 80 %;
3) доля автоматизированных функций государственных органов, из числа потенциально автоматизируемых, в 2017 году — не менее 80 %, в 2020 году — не менее 100 %.
Вместе с тем, Закон РК «Об информатизации» и Программа «Информационный Казахстан — 2020» не регламентируют должным образом механизм функционирования «Открытого правительства», не устанавливают четких обязанностей центральных и местных государственных органов по обеспечению открытости своей деятельности.
В Российской Федерации данный вопрос также рассматривается, создан портал «Открытого правительства» ( http://большоеправительство.рф ), утверждена Концепция открытости федеральных органов исполнительной власти, развивается портал «Открытых данных» ( http://открытыеданные.большоеправительство.рф ), ведется целенаправленная работа в данном направлении.
В Казахстане также функционирует портал «Открытых данных» ( http://data.gov.kz ), но данные на этом портале имеются только справочного характера — список аэропортов РК с адресами и геоданными, список стационарных постов транспортного контроля и перечень передвижных постов транспортного контроля и т.д., что не представляет большого интереса пользователей. По словам одного из руководителей портала «Открытых данных»: «Развитием концепции „открытых данных“ в Казахстане занимаются всего порядка 10 человек. Еще ни один государственный орган не изъявил добровольного желания работать совместно.».
Функционирование портала информационно-аналитической системы судебных органов ( http://eaias.supcourt.kz ) также вызывает недовольство со стороны многих специалистов, юристов и участников судебного процесса. Работа системы осуществляется с постоянными перебоями, судебные акты размещаются с существенным опозданием или не размещаются совсем, поиск документов чрезвычайно затруднителен и малоэффективен. При этом нормативная база, регламентирующая порядок работы и развития системы в открытом доступе не предоставляется ( http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31449194 ).
На основании вышеизложенного, в настоящее время имеется объективная необходимость законодательного определения принципов развития «Электронного правительства» и функционирования «Открытого правительства».
Выводы:
Что бы я поменял в законодательстве Казахстана? — Необходимо внесение следующих изменений:
— в Закон РК «Об информатизации» с целью более детальной регламентации принципов развития «Электронного правительства»;
— утверждение концепции «Открытого правительства» и обязанностей государственных органов по обеспечению открытости своей деятельности;
— принятие и публикация нормативного правового акта, регламентирующего работу единой автоматизированная информационно-аналитическая система судебных органов Республики Казахстан (ЕАИАС);
— рассмотрение возможности внесения соответствующих изменений в Конституционный закон РК «О Правительстве РК» с целью установления требований по открытости деятельности Правительства, в том числе обязательного освещения открытых заседаний Правительства в формате онлайн-конференций через интернет-сайт egov.kz, а также обеспечения прозрачности законопроектной деятельности Правительства (публикация актуальной информации о разрабатываемых законопроектах);
— рассмотрение возможности внесения соответствующих изменений в Конституционный закон РК «О Парламенте РК и статусе его депутатов» с целью обеспечения прозрачности законодательной деятельности Парламента, открытости деятельности депутатов (публикации актуальной и детальной информации о рассмотрении законопроектов на каждой стадии, от внесения проекта в Мажилис до направления закона на подпись Президенту).
Принятие данных изменений на уровне Конституционных законов необходимо в концептуальном в виде для обеспечения последовательного внедрения и устранения риска «обратного хода» и противодействия со стороны отдельных чиновников.
Почему? И что это даст стране? — Развитие системы «Электронного правительства» и реализация доктрины «Открытого правительства» обеспечит достижение долгосрочного приоритета «Профессиональное государство», поставленного Главой государства еще в 1997 году в Стратегии «Казахстан — 2030».
Профессиональное государство, профессиональное правительство — это факторы, обеспечивающие устранение условий и обстоятельств, способствующих проявлениям коррупции, что в свою очередь способствует построению правового государства, развитию экономики и повышению уровня жизни населения.
Скаков А.А., юрист
Астана, 2014 год.
Ссылки на источники:
1. Диас Иралин, «С нами сотрудничают на чистом энтузиазме» ( http://vlast.kz/article/dias_iralin_rukovoditel_proekta_otkrytye_dannye_s_nami_sotrudnichajut_na_chistom_jentuziazme-4976.html )
2. Государственная программа «Информационный Казахстан — 2020» ( http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31324378#sub_id=100 )
3. Письмо Комитета по исполнению судебных актов МЮ РК от 17.04.2013г. № 15-03-10/2635 ( http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31381420 )
4. Письмо Департамента по обеспечению деятельности судов ВС РК от 11.06.2013г. № 12-7/4492 ( http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31449194 )
Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!
Источник