Порядок использования эцп





060514 0044 1 ПОРЯДОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЦП ПРИ РАБОТЕ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

Применение глобальных коммуникаций в коммерческой деятельности и повседневной жизни привело к появлению принципиально новой области юридических отношений, связанных с электронным обменом данными. В таком обмене участвуют производители товаров и услуг, оптовые и розничные торговцы, дистрибьюторы, перевозчики, банки, страхователи, органы государственной власти и их организации, а также физические лица в своих деловых и личных отношениях. Сегодня электронный обмен данными оказывает существенное влияние на экономику и права граждан, то обусловлено равным образом как правом, так и технологией. Поэтому данные отношения требуют особого правового регулирования на уровне как национального законодательства, так и международного права.


Неразвитость существующих правовых норма, относящихся к указанной сфере, а также значительные противоречия между соответствующим законодательством разных стран являются препятствием для развития электронного бизнеса, электронного документооборота в сфере государственного управления, обеспечения информационных прав граждан, а также для успешного международного обмена электронными данными.


Электронные документы способны найти широкое применение в коммерческих и управленческих процессах лишь при условии, что достоверность содержащейся в них информации не вызывает сомнений.


Процесс обмена электронными документами существенным образом отличается от обычной формы обмена документами на бумажных носителях. При широком внедрении в деловую и административную практику обмена электронными документами необходимо решить проблему подтверждения подлинности содержащейся в них информации и ее соответствия смыслу волеизъявления человека. Технически эта проблема решается путем использования средств электронной цифровой подписи (ЭЦП).


Организационное обеспечение электронной цифровой подписи (ЭЦП) осуществляется в соответствии с законодательством государства, на территории которого используется данное средство ЭЦП. При отсутствии такого законодательства правовое регулирование в области применения средств ЭЦП осуществляется на основе нормативных актов административных органов.


Согласно ст. 3 ФЗ «ОБ электронно-цифровой подписи» от 10 января 2001 г. № 1-ФЗ:


электронный документ — документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме;


электронная цифровая подпись — реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе;


средства электронной цифровой подписи — аппаратные и (или) программные средства, обеспечивающие реализацию хотя бы одной из следующих функций — создание электронной цифровой подписи в электронном документе с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи, подтверждение с использованием открытого ключа электронной цифровой подписи подлинности электронной цифровой подписи в электронном документе, создание закрытых и открытых ключей электронных цифровых подписей;


сертификат средств электронной цифровой подписи — документ на бумажном носителе, выданный в соответствии с правилами системы сертификации для подтверждения соответствия средств электронной цифровой подписи установленным требованиям;


Согласно ст. 16 ФЗ «Об электронно-цифровой подписи» использование электронной цифровой подписи в сфере государственного управления





1. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также организации, участвующие в документообороте с указанными органами, используют для подписания своих электронных документов электронные цифровые подписи уполномоченных лиц указанных органов, организаций.


2. Сертификаты ключей подписей уполномоченных лиц федеральных органов государственной власти включаются в реестр сертификатов ключей подписей, который ведется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и выдаются пользователям сертификатов ключей подписей из этого реестра в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для удостоверяющих центров.


3. Порядок организации выдачи сертификатов ключей подписей уполномоченных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченных лиц органов местного самоуправления устанавливается нормативными правовыми актами соответствующих органов.


Владелец информационной системы, в которой применяетсяэлектронная цифровая подпись при создании электронных документов,обязан:


обеспечить соответствие применяемого программного и аппаратного обеспечения требованиям, определенным производителем средств электронной цифровой подписи и требованиям, содержащимся врегламентах удостоверяющих центров;


обеспечить соблюдение требований действующего законодательства об электронной цифровой подписи при выполнении в информационной системе действий с электронными документами, требующими использования электронной цифровой подписи.


Владелец сертификата ключа подписи обязан выполнять требования действующего законодательства в области электронной цифровой подписи, нормативные правовые акты Правительства Москвы, нормативные акты организации — владельца информационной системы, в которой он применяет электронную цифровую подпись, Регламент удостоверяющего центра, правомерные требования и распоряжения администраторов взаимодействующих информационных систем, а также настоящий порядок.


Владельцы информационных систем, удостоверяющие центры, должностные лица, участники информационного обмена и иные лица несут предусмотренную действующим законодательством ответственность за причинение вреда их действиями или бездействием в случае несоблюдения ими требований настоящего порядка.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Электронная цифровая подпись — это криптографическое средство, которое позволяет удостовериться в отсутствие искажений в тексте электронного документа, а в соответствующих случаях — идентифицировать лицо, создавшее такую подпись.


В развитых странах мира, в том числе и в Российской Федерации, электронная цифровая подпись широко используется в хозяйственном обороте. Банк России и другие банки Российской Федерации эффективно используют ЭЦП для осуществления своих операций путем пересылки банковских электронных документов по корпоративным и общедоступным телекоммуникационным сетям.


Для преодоления всех существующих в данной области отношений препятствий необходимо создание унифицированных правил, при помощи которых страны могут в национальном законодательстве решить основные проблемы, связанные с юридической значимостью записей в памяти ЭВМ, письменной формой электронных данных (в том числе и документов), подписью под такими данными, оригиналом и копиями электронных данных, а также признанием в качестве судебных доказательств электронных данных, заверенных электронной подписью.


Использование ЭЦП является лишь инструментом совершения сделки, и для всестороннего развития электронной коммерции потребуется решение целого комплекса вопросов, в том числе и в части совершенствования законодательной базы.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Источник

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Don`t copy text!
Прокрутить вверх