Содержание
Как уничтожить ЭЦП
Использовать цифровую подпись уволенного сотрудника нельзя. Это аналогично подделке документа. Ведь сотрудник уже не работает, а значит, и документы подписывать не может. Поэтому сертификат электронной подписи уволенного сотрудника необходимо отозвать из того удостоверяющего центра, в котором ее получали. А затем перевыпустить на другого сотрудника.
- Важная статья:
- Как списать старую электронную подпись
Есть и иные ситуации, когда электронную подпись надо вывести из использования и уничтожить. Это делают, если:
- истекли полномочия пользователя ЭЦП;
- происходит плановая смена ключей;
- изменились реквизиты владельца ЭЦП;
- взломали ключи;
- вышли из строя ключевые носители.
Когда аннулируют ЭЦП, уничтожают сам ключевой носитель или просто стирают с него информацию. Если нужно уничтожить ЭЦП до окончания срока действия, владелец ключа должен направить заявление в удостоверяющий центр. То, что сертификат ключа ликвидировали, сначала отображают в реестре сертификатов, а потом уже в учреждении. Для этого руководитель назначает приказом комиссию по уничтожению электронной подписи. Затем на основании решения комиссии составляют акт (см. образец). Если уничтожают сам накопитель, проверяют, числится ли он на забалансовом счете 27.
Образец. Акт об уничтожении ЭЦП
Как учесть расходы на электронную подпись
Когда в учреждении решат, кто будет подписывать документы за бывшего работника, в удостоверяющем центре оформляют новую ЭЦП. Как отражать расходы на ЭЦП в учете, зависит от двух факторов. Во-первых, получает ли учреждение usb-носитель в рамках договора или приобретает его самостоятельно. Во-вторых, выделен носитель отдельно в предмете договора или нет. Рассмотрим варианты.
Вариант 1. Если учреждение оплачивает только сертификат, а носитель получает в рамках данной услуги, то расходы нужно отнести на подстатью 226 КОСГУ.
Если в договоре носитель и сертификат ЭЦП выделены отдельно, тогда носитель учитывают на балансе. Если же в договоре носитель отдельно не выделен, расходы на сертификат ключа включают в состав расходов будущих периодов и отражают на счете 401 50. А потом списывают на текущие расходы. Порядок списания расходов, которые относятся к нескольким отчетным периодам, учреждение устанавливает самостоятельно. Для этого закрепите его в учетной политике. Например, так: «Списывать на текущие расходы равными долями в течение срока использования».
Вариант 2. Если учреждение самостоятельно приобретает носитель информации, а сертификат ЭЦП оплачивает отдельно, тогда расходы распределяют следующим образом: покупка носителя — статьи 310 или 340 КОСГУ; оплата сертификата — подстатья 226 КОСГУ.
Расходы на сертификат ключа включают в состав расходов будущих периодов. Когда ключ ЭЦП на флешке передают в пользование сотруднику, то отражают внутреннее перемещение носителя между аналитическими кодами счета, на котором учтен носитель. И одновременно учитывают на забалансовом счете 27.
Как хранить электронную подпись
Владелец электронной подписи несет за нее полную ответственность. Поэтому необходимо обеспечить безопасное хранение ЭЦП, чтобы уберечь ее от кражи или фальсификации. Например, использовать металлические хранилища заводского изготовления (сейф, шкаф, секцию), которые можно опечатать. Делается это личной печатью ответственного исполнителя ЭЦП или ее владельца. Нельзя допускать, чтобы ключ ЭЦП использовали без согласия владельца.
Утрата важной информации способна привести к самым серьезным последствиям. Как показывает практика, диски, флешки или реестр рабочего компьютера — все это ненадежно. Так как шифрование ключа происходит на компьютере, а значит, информация никак не защищена. Доступ к ней может получить кто угодно. К тому же диски и флешки могут быть испорчены злоумышленниками, а вся информация на них потеряна. Поэтому хранить ЭЦП надо на специальных токенах, которые запрашивают пин-код в начале работы с ними. Взломать или подобрать пин-код практически невозможно.
Источник