В современную эпоху электронного документооборота электронная подпись стала практически единственным надежным средством идентификации личности. Однако до сих пор многим непонятно, как пользоваться электронной подписью. Разберемся с основными положениями российского законодательства в этой области и рассмотрим в этом материале практические вопросы использования ЭЦП в электронном документообороте.
Законодательство в вопросах использования ЭЦП основано на положениях ФЗ «Об электронной подписи», принятого в 2011 году. Согласно положениям этого документа, граждане могут пользоваться ЭЦП в следующих случаях:
Также см. «Федеральный закон об электронной подписи № 63». Также в законе можно прочитать, как пользоваться ЭЦП. Он признает квалифицированной такую подпись, сертификат которой выдан удостоверяющим центром, прошедшим государственную аккредитацию. Этот сертификат должен соответствовать установленным законом образцам. А подпись должна принадлежать именно тому человеку, от имени которого подписан документ.
Содержание
Виды электронной подписи
Главное отличие неквалифицированной подписи от квалифицированной — возможность работать без создания второго ключа.
Кто может поставить ЭЦП от имени директора организации
Также см. «Доверенность на получение ЭЦП».
Если директору нужно, чтобы во время отпуска главного бухгалтера его заместитель мог пользоваться ЭЦП главбуха, гендир должен оформить приказ о передаче сертификата и ключа подписи на время отпуска лицу, замещающему главного бухгалтера.
Законом предусмотрена ответственность за использование чужой ЭЦП. И даже при использовании подписи другим сотрудником при наличии приказа о передаче подписи всю ответственность за выполнение удостоверенного электронной подписью решения несет ее владелец.
Для использования электронной подписи нужны открытый и закрытый ключи, сертификаты к ним и комплект специальных программ, которые обеспечивают шифрование. Удостоверяющий центр, оформивший электронную подпись, выдает ключ на электронном носителе, сертификат и проводит обучение тому, как использовать электронную подпись.
Выбор конкретной программы, с помощью которой будет произведено шифрование подписи, находится в компетенции лица или организации, которые пользуются подписью. Практика работы конкретной организации и набор программ, который используют для электронного документооборота, задает определенную специфику применения ЭЦП. Также особенности работы зависят от того, какая электронная подпись используется в организации.
Кроме того, важно следить за длительностью действия сертификата подписи и своевременно продлять его.
Источник