Электронная цифровая подпись (ЭЦП) быстро стала неотъемлемой частью сферы госзакупок — без нее невозможно работать с ЕИС, участвовать в торгах на электронных площадках, заверять документы, и, наконец, подписывать жалобы регулятору, если возникает такая необходимость. Каждый участник закупок сталкивается с необходимостью получения ЭЦП, однако на практике очень не многие знают, какой вид подписи выбрать, каким образом ее получить и как использовать. Ответы на все эти вопросы мы подробно изложим в этой статье.
Закон об ЭЦП
Федеральный закон «Об электронной подписи» 63-ФЗ был принят 6 апреля 2011 года. Согласно этому документу, ЭЦП — это информация в электронной форме, которая используется для идентификации личности подписанта (п.1 ст.2 63-ФЗ). Фактически это информация об авторе подписи, закодированная при помощи закрытого ключа.
Любой документ, подписанный квалифицированной электронной подписью, считается равнозначным бумаге, завизированный собственноручной подписью. Что касается простой и неквалифицированной ЭЦП, то они приравниваются к личной подписи на основании нормативных актов или договоренностей между заинтересованными сторонами, однако в обоих случаях должна существовать возможность проверки личности подписанта (п.2 ст.6 63-ФЗ).
Отметим, что закон допускает использование любого вида электронной подписи, удобного для ее владельца, если применение конкретной разновидности подписи для определенных целей не предусмотрено федеральным законодательством или договоренностями между сторонами взаимоотношений (п.1 ст.4 63-ФЗ).
ЭЦП для торгов
Участникам торгов необходима ЭЦП, так как без нее невозможно работать ни с ЕИС, ни с федеральными торговыми площадками. Внедрение электронной подписи в сферу госзакупок предусмотрено ст.4 44-ФЗ, так как без неё нельзя организовать электронный документооборот.
При помощи сертификата ЭЦП пользователи единой информационной системы удостоверяют, в частности, изменение полномочий пользователя, публикуют различные сведения и корректируют регистрационные данные. Подписью в электронной форме также заверяют проекты контрактов, направляемых исполнителям.
Для участия в госзакупках достаточно неквалифицированной электронной подписи — она позволяет не только установить личность подписанта, но и определить, не был ли файл изменен после его подписания. Специалисты часто советуют не экономить средства и сразу же оформить квалифицированную ЭП, подходящую для подписания любых документов, например, для обращения в ФАС или суд.
Как и где получить цифровую подпись
Для оформления электронной подписи необходимо обратиться в аккредитованный удостоверяющий центр. Туда подается заполненная заявка на получение ЭЦП, а также пакет документов, содержащих полные сведения о физическом лице или компании (ИНН, ОГРН, выписка из ЕГРЮЛ, копия паспорта лица, которое будет использовать подпись, а также его СНИЛС, и так далее). Важно помнить, что электронная подпись имеет ограниченный срок действия — через год ее придется получать заново.
Госзаказчики всех уровней подчинения, бесплатно получают электронные подписи в удостоверяющих центрах при территориальных отделениях Федерального казначейства.
Для работы с ЭЦП требуется специальное программное обеспечение, которое необходимо будет установить на свой компьютер — чаще всего это КриптоПро CSP. Внешне цифровая подпись напоминает обычную флешку, однако на самом деле на ключевом носителе хранятся криптопрограмма, закрытый ключ и открытый ключ. Все эти составляющие делают ЭЦП не менее надежной, чем личная подпись.
Ответы на любые вопросы о закупках вы найдете в журнале «Госзаказ в вопросах и ответах»
Источник