Внедрение систем электронного документооборота на предприятиях приобретает повсеместный характер. Управленцы стремятся усовершенствовать рабочий процесс и сократить время на обработку бумажной корреспонденции. Чтобы применение электронных документов приносило максимальную пользу, необходимо озаботиться вопросом приобретения цифровой подписи. Без нее процедура использования СЭД будет неполной, поскольку юридическая значимость бумаг не подтверждается надлежащим образом. Такие документы нельзя отправить в качестве отчетности в соответствующие фонды или контрагентам.
Электронная подпись для юридического лица — это современный аналог привычного подтверждения подлинности документа, наносимого на бумажный образец вручную. Она может включаться непосредственно в тело цифрового файла, либо отправляться адресату в одном пакете с ним. ЭЦП представляет собой последовательность символов с разной степенью защиты, которая генерируется с помощью специальной криптографический программы. Она характеризуется уникальностью и принадлежностью к определенному сотруднику в компании. В случае, когда подписывается должностное лицо, в закодированных символах прилагается официальная печать.
Безопасность передачи информации и защита ЭЦП от взлома или копирования обеспечиваются благодаря сложным программным средствам. Но технические нюансы создания продукта не влияют на доступность его использования — разобраться с применением подписи сможет любой представитель персонала, владеющий базовыми знаниями пользования ПК. Проверка присланных документов, завизированных подобным образом, на достоверность осуществляется с помощью специально разработанных для этой цели программ.
Содержание
Преимущества использования и сферы применения ЭЦП
Использование ЭЦП для юридического лица открывает большие возможности по оптимизации рабочего процесса:
- повышение эффективности документооборота внутри компании;
- усиление защиты и увеличение конфиденциальности обмена информацией;
- отсутствие необходимости в дополнительной проверке достоверности данных;
- значительное сокращение времени на пересылку документов;
- усовершенствование процедуры отправки отчетности в специализированные органы;
- участие в документообороте на международном уровне.
Современная подпись цифрового типа применяется юрлицами в следующих сферах деятельности:
- регистрация новой организации через Интернет без участия нотариуса в подтверждении бумаг;
- электронные торги — в качестве организаторов или поставщиков;
- участие в госзакупках на предназначенном для этого сайте (согласно 223-ФЗ);
- передача отчетности в электронном формате — бухгалтерская и финансовая документация, налоговые декларации, данные в соответствующие фонды;
- размещение информации на сайтах Роскомнадзора и Росимущества;
- электронное декларирование для таможенных товаров.
Виды цифровой подписи
В общем случае электронная подпись представляет собой комплекс, состоящий из:
- специализированного ПО — программа для функционирования сертификата ключа;
- электронной емкости для хранения ключа — смарт-карта или защищенный флеш-накопитель;
- сертификата ключа проверки — непосредственно подпись, обладающая юридической значимостью и содержащая сведения о собственнике, индивидуальном номере регистрации, сроке действия, наименовании и адресе удостоверяющего центра.
Для того, чтобы начать пользоваться ЭЦП для юридического лица, необходимо ознакомиться с ее разновидностями по степени защиты информации:
-
Простая. Используются несложные пароли и коды. Отвечает только за подтверждение личности человека, отправившего тот или иной файл. Применима во внутреннем и внешнем документообороте. Не может быть задействована при визировании файлов, содержащих сведения, составляющие гостайну. Согласно Арбитражному законодательству такая подпись подтверждает подлинность документа, который может служить письменным доказательством в суде. -
Усиленная неквалифицированная. Дополнительно к идентификации пользователя отвечает за подтверждение того факта, что файл не изменялся с момента его подписания. Как и в случае с предыдущим видом может приравниваться к бумажному документу только при наличии предварительной договоренности обеих сторон деловых отношений и согласно положениям законодательства. Должны быть определены правила определения и обязанности лица, которое пользуется подписью. -
Усиленная квалифицированная. Считается полноценным эквивалентом собственноручной подписи на бумажном документе. Должна быть подтверждена сертификатом, который выдается удостоверяющим центром, прошедшим аккредитацию. Объединяет в себе характеристики двух предыдущих видов. Усиленная квалифицированная ЭЦП отличается повышенным уровнем защиты и конфиденциальности информации. Она сопровождается ключом проверки, для ее создания применяют сложные программные средства.
Поддержка электронной подписи в Docsvision
В целях правильного функционирования электронная подпись для юридического лица должна быть не только оформлена в соответствии с законодательством, но и грамотно настроена. Docsvision предлагает систему «Подпись и шифрование» и готовое типовое решение по ЭЦП. С его помощью легко добиться эффективного документооборота внутри организации и за ее пределами.
Продукт компании полностью соответствует ФЗ в сфере электронной подписи и поддерживает все виды ЭЦП. Также возможна работа с любым криптопровайдером.
Среди прочих преимуществ системы можно выделить удобство оформления как простой, так и усиленной подписи на любом устройстве (функция — ЭП в Web).
Поддержка электронной подписи в системе документооборота позволяет усилить контроль за документооборотом и расширить границы ведения бизнеса.
Подробнее о поддержке ЭЦП и юридически значимого документооборота (ЮЗДО) в Docsvision →
Источник