Заявление на ключ эцп






Общие сведенья об ЭЦП


Электронная цифровая подпись — это подпись гражданина в электронном формате. Она уникальна за счет своей криптографической защиты. Данная защита представляет собой преобразование информации при помощи закрытого ключа, который известен исключительно владельцу ЭЦП.


Несмотря на официальную аббревиатуру ЭП, которая закрепилась в России с 2011 года, общепринятым сокращением электронной цифровой подписи считается «ЭЦП» (по первым буквам). Аббревиатура ЭЦП была утверждена еще в 2002 году одновременно с принятием Федерального Закона «Об электронной цифровой подписи» от 10 января 2002 года. Однако позже, в 2011 году, Федеральный закон № 63- ФЗ от 06.04.2011 года сократил привычную аббревиатуру на 1 букву.


Электронная цифровая подпись включает в себя 3 составляющих:


1. Открытый ключ. Или ключ проверки электронной подписи. Он предназначен для подтверждения подписи. В открытом доступе для любого пользователя (то есть его могут увидеть все пользователи системы виртуального документооборота).


2. Закрытый ключ. Это уникальная последовательность символов, предназначенная для создания электронной подписи.


То есть, простыми словами, с помощью закрытого ключа создается электронная цифровая подпись, а с помощью открытого — проверяется.

  • USB-брелки (токены);
  • «таблетки» Touch-Memory;
  • Смарт-карта. Является наиболее надежным способом хранения.


Если закрытый ключ станет известен злоумышленникам, он будет считаться скомпрометированным. Поэтому сертификат электронной подписи необходимо сразу отозвать, обратившись в удостоверяющий центр.


Обратите внимание! При желании, владелец может застраховать свою электронную цифровую подпись!


3. Сертификат ключа проверки электронной подписи. Чаще используется упрощенное название «сертификат ЭП». Это документ, подтверждающий принадлежность ключа проверки ЭП владельцу сертификата. Отражает информацию о владельце цифровой подписи. Содержит сведенья о персональных данных и реквизиты (для ИП).


Каждый сертификат имеет срок действия. Как правило, сертификат выдается сроком на 12 месяцев. По истечению этого срока подпись теряет свою юридическую силу. Для возобновления работы с ЭЦП нужно будет продлить действие сертификата.


Становление ЭЦП в мировой истории


Само понятие «электронная цифровая подпись» появилось еще в далеком 1976 году. Тогда американские криптографы Уитфилд Диффи и Мартин Хеллман впервые предположили возможность появления таких электронных схем.


Уже на следующий год группа ученых (Рональд Ривест, Леонард Адлеман и Ади Шамир) разработала криптографический алгоритм, который можно было использовать для создания цифровых подписей. Через 7 лет разработчиками был определен алгоритм цифровой подписи и требования безопасности.


В России же первый стандарт электронной цифровой подписи был разработан лишь в 1994 году. Этим вопросом занималось Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (ФАПСИ). Стандарту был присвоен ГОСТ Р 34.10-94. После 2002 года первоначальный ГОСТ был изменен на новый: ГОСТ Р 34.10-2001, после чего термины «электронная цифровая подпись» и «цифровая подпись» являются одинаковыми по смыслу терминами.


С течением времени в России был установлен новый ГОСТ: Р 34.10-2012, стандартам которого должны соответствовать все российские информационные технологии, криптографические защиты информации, а так же процессы формирования и проверки электронной цифровой подписи.


Каждая страна заботится об установлении нормативно-правовой базы и юридической значимости ЭЦП. Рассмотрим стандарты различных стран, в которых действует ЭЦП :


  1. Украина. Использование электронной подписи регулируется Законом № 852-IV. Данный закон был принят в 2003 году. Центральный удостоверяющий орган выдает разрешения центрам сертификации ключей. Так же в его обязанности входит обеспечение доступа к электронным каталогам и контроль работы центров сертификации ключей, которые выдают электронные цифровые подписи.

  2. Эстония. В данной стране активно функционирует система ID-карт. Такие карты используют в повседневной жизни более ¾ населения страны.


    Интересный факт! В 2007 году в Эстонии были проведены выборы в местный парламент с возможностью электронного голосования (с использование ЭЦП).


  3. Австралия. В этой стране электронная цифровая подпись является неотъемлемым атрибутом ведения бизнеса. Однако у граждан (физ. лиц) не пользуется большой популярностью. Дело в том, что население боится пользоваться электронной подписью из-за сведений о том, что секретный ключ все-таки теоретически можно скомпрометировать.

  4. Германия. В этой стране особые жесткие технические требования к сертифицирующим органам. Для осуществления своей деятельности они должны полностью соответствовать требуемым критериям. В Германии основной упор законодательства в сфере электронных технологий сделан не на признании юридической силы электронной цифровой подписи, а на создание целостной инфраструктуры.

  5. Франция. В этой стране электронная цифровая подпись является юридически значимой, о чем свидетельствует Закон № 2000-230 «О придании доказательственной силы информационным технологиям и об электронной подписи» от 13.03.2000 года. С принятием данного закона были даже внесены изменения и дополнения в Гражданский Кодекс Франции. В вышеуказанном Законе излагаются условия, при соблюдении которых ЭЦП будет иметь юридическую силу.

  6. В Республике Беларусь был принят Закон № 113-З «Об электронном документе и электронной цифровой подписи», от 28.12.2009 года. В данном Законе изложена правовая основа использования ЭЦП в электронном документообороте. В настоящее время граждане Республики достаточно активно пользуются цифровой подписью.


Сходства и принципиальные различия с ручной подписью


Любой документ должен быть подтвержден и заверен подписью. Это касается работы с документацией как физических, так и юридических лиц. С развитием виртуальных сделок была открыта и внедрена в работу электронная (виртуальная) подпись. Такая подпись, идентично рукописной, придает документу юридическую силу. В этом заключается главное сходство.


Принципиальным различием, которое не нужно объяснять является формат подписи. Рассмотрим фактор безусловной защиты в качестве еще одного отличия у данных видов подписей.


Каждый человек старается придумать свою неповторимую, надежную подпись. Ведь чем сложнее будет ее «скопировать», тем безопаснее будет жизнь. У электронной подписи не возникает проблем с уникальностью. Ведь криптографические ключи неповторимы. Конечно, есть такие программисты, которые пытаются нарушить целостность криптографической защиты, но это уже является хакерской атакой, и вряд ли будет иметь отношение к ЭЦП физического лица. А вот сфальсифицировать подпись на бумаге, к сожалению, вполне возможно. Есть «таланты», которые справляются с данным правонарушением «на отлично». Поддельную подпись на бумаге может выявить судебная экспертиза. Однако не всегда и не все пострадавшие от мошенников обращаются за помощью к органам.





Виды цифровых подписей


Федеральный Закон РФ «Об электронной цифровой подписи» № 63- ФЗ от 6 апреля 2011 года регламентирует четкое разделение электронной подписи на простую электронную подпись и усиленную. Последняя, в свою очередь, делится на подвиды.


Одним из основных отличий усиленной (квалифицированной) подписи от простой является ее формат: она представлена в виде криптографического ключа, а простая представляет собой комбинацию логина и пароля.


В таблице рассмотрены характеристики и особенности основных видов электронной цифровой подписи:


Удобства владельца ЭЦП


Появление такого новаторства, как ЭЦП, относят к очередному способу привлечения граждан к работе с электронными сервисами. Изначально электронная подпись не пользовалась такой популярностью, как в настоящее время. Она предназначалась больше для деловых предпринимателей: для подписания электронных договоров, платежей и накладных. Теперь же такой цифровой подписью граждане пользуются для решения ежедневных задач. Имея электронную цифровую подпись, любой гражданин Российской Федерации может осуществлять следующие действия:

  1. Удаленно подавать заявки или жалобы в специальные органы власти через электронные сервисы. Такие заявления, заверенные ЭЦП физического лица, будут носить официальный характер, и рассматриваться быстрее анонимных обращений;
  2. Получать государственные услуги, не прибегая к личному обращению в муниципальные структуры (дистанционно). Например, заполнить заявление на оформление загранпаспорта или получение материнского (семейного) капитала;


    Напоминаем! При подаче заявления на оформление загранпаспорта (и иных услуг) через электронные сервисы Государственных услуг, зарегистрированные пользователи, получают 15 % скидку на уплаты пошлины.

  3. Совершать покупки в электронных магазинах;
  4. Отправлять документы для поступления в ВУЗ. Электронная подача документов весьма выигрывает по сравнению с почтовым отправлением. Ведь на почте документы могут затеряться или по ошибки уйти по неверному адресу, что редко случается при электронном отправлении. А так же стоит отметить экономию времени.
  5. Участвовать в аукционах;
  6. Подавать налоговые декларации;
  7. Оформлять трудовые отношения без контакта с работодателем. В соответствии с главой 49.1 «Особенности регулирования труда дистанционных работников» Трудового Кодекса РФ, все электронные документы, участвующие в документообороте сотрудника и руководителя, обязательно должны быть подписаны электронной цифровой квалифицированной подписью.
  8. Получить патент на изобретение.


Где и как получить электронную цифровую подпись?


Для получения ЭЦП физическому лицу можно обратиться в ближайший местный Удостоверяющий Центр или МФЦ (Многофункциональный Центр). При личном посещении Центра достаточно иметь с собой только паспорт гражданина РФ.


Самыми надежными принято считать Удостоверяющие центры, которые прошли государственную аккредитацию в Минкомсвязи Российской Федерации. Для удобства граждан на официальном сайте Минкомсвязи РФ опубликован список таких центров (по региональному расположению).


В 2017 году от представителей Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации поступило предложение о передаче функции выдачи усиленной квалифицированной электронной подписи от частных компаний к государственным органам. Однако данное предложение не получило поддержку от других ведомств и министерств.


Обращаем внимание, что в соответствии со статьей 13 частью 7 Федерального закона № 63-ФЗ «Об электронной подписи» от 06.04.2011 года, стоимость и срок предоставляемых услуг устанавливается удостоверяющим центром самостоятельно. Поэтому нельзя назвать фиксированную стоимость получения ЭЦП. Она может варьироваться так же в зависимости от объема услуг. Некоторые Центры предлагают полный пакет услуг, который, помимо выдачи ЭЦП, включает:

  1. предоставление специальных программ для будущего владельца электронной цифровой подписи;
  2. подробную инструкцию;
  3. сжатый курс обучения.


Квалифицированный сертификат ключей проверки электронных подписей должен выдаваться в соответствии с требованиями положений 18 статьи Федерального закона № 63-ФЗ «Об электронной подписи» от 06.04.2011 года. Во второй части вышеуказанной статьи Закона представлен перечень документов, которые необходимы для подтверждения представленной заявителем (физ. лицом) информации:

  1. Паспорт гражданина РФ;
  2. Страховое свидетельство;
  3. Доверенность (при необходимости).


Рассмотрим примерный алгоритм действий физического лица, желающего получить электронную цифровую подпись:

  1. Первым делом, нужно решить, какой именно вид электронной подписи будет необходим пользователю. Для этого нужно проанализировать, в какой сфере и какое применение подписи будет осуществляться. Какой вид подписи необходимо использовать при получении гражданином той или иной государственной услуги определяется непосредственно компетентными органами.
  2. Посетить Удостоверяющий Центр или Многофункциональный Центр в своем регионе. Заполнить заявление на получение электронной подписи (анкету-заявку). При этом у заявителя с собой должны быть все необходимые документы (оригиналы +копии). Минимальный пакет документов включает в себя паспорт гражданина РФ, СНИЛС и ИНН. В анкете так же необходимо указать адрес электронной почты и свой контактный номер телефона.
  3. Произвести оплату государственной пошлины. Сохранить чек!


После предъявления квитанции специалисту, он выдаст специальный токен (USB-носитель), на который загружается готовая электронная цифровая подпись.


При обращении в МФЦ, по истечении трех дней с момента обращения, необходимо будет обратиться в Удостоверяющий Центр (с каким из Центров работает именно ваш региональный МФЦ указано на его сайте). Зарегистрировавшись на сайте Удостоверяющего Центра, нужно будет сформировать личный цифровой код и записать его на USB-носитель. Либо лично посетить данное Учреждение, тогда на месте клиент «на руки» получит сертификат, открытый и закрытый ключ.


Получение ЭЦП для работы в личном кабинете налогоплательщика


Имея такую электронную цифровую подпись, налогоплательщик может из любой точки мира направлять документы, различного рода заявления, декларации по форме 3-НДФЛ. Электронную подпись для работы в личном кабинете налогоплательщика можно получить совершенно бесплатно. Обязательным условием для получения такой электронной подписи является регистрация на официальном сайте Федеральной Налоговой Службы РФ (иметь личный кабинет налогоплательщика).

Источник

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Don`t copy text!
Прокрутить вверх