Современное законодательство Казахстана, предусматривает создание электронных документов и подписание их электронной цифровой подписью, что в соответствии с Законом «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» приравнивает электронный документ к обычному документу. Уже многие из нас являются обладателями электронной цифровой подписи, но не многие знают, что документы могут быть не только на бумаге.
Что такое электронно-цифровая подпись?
Электронная цифровая подпись (далее ЭЦП) в государственных, как и в иных сферах является средством подтверждения достоверности электронного документа. Зачастую ЭЦП называют реквизитом электронного документа, позволяющим установить отсутствие искажение информации в электронном документе и проверить принадлежность подписи владельцу сертификата ключа ЭЦП.
Постановка физического лица, юридического лица его структурных подразделений на регистрационный учет в качестве электронного налогоплательщика носит добровольный характер и производиться после прохождения регистрации в налоговом органе в качестве налогоплательщика. Для постановки на регистрационный учет налогоплательщик представляет налоговое заявление о регистрационном учете электронного налогоплательщика в налоговый орган по месту нахождения или жительства налогоплательщика на бумажном носителе в явочном порядке или в электронной форме.
Представление налогового заявления о регистрационном учете электронного налогоплательщика для постановки на регистрационный учет в качестве электронного налогоплательщика является согласием налогоплательщика на обмен электронными документами посредством передачи по сети телекоммуникаций, обеспечивающей гарантированную доставку сообщений, в том числе на получение уведомлений налоговых органов, предусмотренных настоящим Кодексом, а также иных документов, предусмотренных законами Республики Казахстан. Налоговый орган в течение трех рабочих дней со дня приема налогового заявления о регистрационном учете электронного налогоплательщика выдает налогоплательщику под роспись в журнале выдачи документов электронную цифровую подпись.
Как аннулировать или заменить электронный цифровой подпись? Налогоплательщик вправе представить налоговое заявление о регистрационном учете электронного налогоплательщика для аннулирования электронной цифровой подписи или ее замены в налоговый орган по месту нахождения или жительства в случаях:
1) принятия решения об отказе от использования электронной цифровой подписи;
2) окончания срока действия регистрационного свидетельства;
3) утери электронного носителя информации с ключевым контейнером, содержащим электронную цифровую подпись;
4) наличия повреждений, вызвавших нерабочее состояние электронного носителя информации с ключевым контейнером. Аннулирование электронной цифровой подписи прекращает право налогоплательщика на обмен с налоговым органом электронными документами посредством передачи по сети телекоммуникаций, обеспечивающей гарантированную доставку сообщений в случаях, установленных настоящей статьей.
Аннулирование или замена электронной цифровой подписи производится налоговым органом не позднее одного рабочего дня с даты подачи налогового заявления о регистрационном учете электронного налогоплательщика для отказа от ключевого контейнера, содержащего электронную цифровую подпись, или его замены.
Налоговый орган аннулирует электронную цифровую подпись без налогового заявления налогоплательщика в течение одного рабочего дня с даты исключения из государственной базы данных налогоплательщиков. Аннулирование электронной цифровой подписи налогоплательщика производится налоговым органом в течение одного рабочего дня в следующих случаях:
1) признания налогоплательщика лжепредприятием на основании вступившего в законную силу приговора либо постановления суда — с даты получения налоговым органом приговора либо постановления суда;
2) признания недействительной государственной регистрации налогоплательщика на основании вступившего в законную силу решения суда — с даты получения налоговым органом решения суда; (статья 573 Налоговый кодекс РК)
3) снятия налогоплательщика с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость по решению налогового органа в соответствии с подпунктами 1), 2), 3), 7) и 8) пункта 4 статьи 571 Налогового Кодекса — со дня вынесения решения о снятии с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость.
В чем особенность ЭЦП?
-ускоряет получение и предоставляет услуг;
-экономит ресурсы, затрачиваемые на взаимодействие компаний;
-увеличение географического охвата услуг;
-обеспечивает юридическую значимость взаимодействия;
Главная особенность и вместе с тем безопасность —принадлежность её конкретному человеку. ЭЦП хранит всю информацию о физическом и юридическом лице. Подписанный электронной подписью документ уже под гарантией, что его не подделают и не переделают. Все процедуры регистрируются на основе логина и пароля. В свою очередь каждый держатель ЭЦП несет ответственность за свой электронный ключ.
Кошкумбаева Маржан
Ведущий специалист отдела ЦПОЮЛ, ИП и налоговой регистрации УГД по Алмалинскому району
Источник