Электронная цифровая подпись (ЭЦП) — обязательный реквизит компьютерного документооборота. Это не просто знак на файле или сообщении, а программное обеспечение, обеспечивающее констатацию подлинности документа и невозможность его искажения. В официальных организациях его установку производят уполномоченные специалисты, чаще всего — представители Удостоверяющего центра. Свидетельством факта и гарантией корректности этого действия является составление акта установки средства электронной подписи.
ФАЙЛЫ Скачать пустой бланк акта установки средства электронной подписи .docСкачать образец акта установки средства электронной подписи .doc
Содержание
- 1
Законодательный регламент установки средства ЭЦП
- 2
Порядок получения ЭЦП и сертификата ключа ее проверки
- 3
Что именно будет делать специалист Удостоверяющего центра
- 4
Документы, необходимые для получения сертификата
- 5
Программы для установки ЭЦП
- 6
Структура акта установки средства криптографической защиты
Законодательный регламент установки средства ЭЦП
Главный законодательный акт, который определяет порядок применения электронной подписи — Федеральный закон «Об электронной подписи» от 06.04.2011 года № 63.
Дополнительные нормативные акты, детализирующие этот документ:
- Приказ ФСБ РФ от 27.12.2011 г. № 795 «Об утверждении требований к форме квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи»;
- Приказ ФСБ РФ 27.12.2011 г. № 796 «Об утверждении Требований к средствам электронной подписи и Требований к средствам удостоверяющего центра».
Порядок получения ЭЦП и сертификата ключа ее проверки
Мы уже писали о том, что такое ЭЦП и как её получить. Ниже приводим в кратком содержании очерёдность действий для получения электронно-цифровой подписи и ключа:
- Заключение соглашения — договора о присоединении к регламенту Удостоверяющего центра.
- Предоставление подписанных экземпляров соглашения в Региональный центр регистрации Управления Федерального казначейства по конкретной области.
- Написание заявления — письма о предоставлении ЭЦП.
- Предоставление чистого носителя информации с возможностью записи на него (диск, флешка и т.п.).
- Выдача уполномоченному лицу доверенности на получение ЭЦП.
- Установка программного обеспечения на автоматизированном рабочем месте заявителя.
- Предоставление доступа к порталу Системы удаленного финансового документооборота и подтверждение этого письмом в Региональный центр регистрации.
- Создание электронного ключа. Для чего есть два варианта:
- заявителем или его уполномоченным лицом на его рабочем месте;
- заявителем под контролем оператора на компьютере Федерального казначейства.
Что именно будет делать специалист Удостоверяющего центра
Порядок установки цифровой подписи на компьютере может несколько видоизменяться в зависимости от вида электронной подписи, но чаще всего состоит из таких этапов.
- Установка специальной программы для установки ЭЦП (программа приобретается или берется бесплатно в Удостоверяющем центре).
- Инсталляция сертификата электронного ключа.
- Если необходимо, этот ключ прописывается в компьютерном реестре.
- По окончании работ — оформление и выдача акта установки средства криптографической защиты.
Документы, необходимые для получения сертификата
От ИП-физического лица:
- удостоверение личности;
- СНИЛС;
- Свидетельство о регистрации в налоговой.
От организации — юрлица:
- удостоверение личности уполномоченного лица, выступающего от организации;
- его СНИЛС;
- документ об учреждении организации;
- свидетельство о постановке на налоговый учет.
ВАЖНО! Если ЭЦП планируется использовать в автоматическом режиме, то есть без идентификации по имени, СНИЛС не нужен.
Если нужные персональные данные не будут предоставлены, Удостоверяющий центр откажет в выдаче ЭПЦ и сертификата на его проверку.
Программы для установки ЭЦП
Программное обеспечение для функционирования электронной подписи может быть различным. Сегодня применяются несколько популярных программ для этой цели:
- «Крипто-Про» (самая распространенная, может быть предоставлена бесплатно);
- «Континент-Ап»;
- «Континент TLS- VPN Клиент»;
- «Jinn».
Название и номер средства электронной подписи в обязательном порядке вносятся в акт об установке, если она совершается внешними специалистами.
Структура акта установки средства криптографической защиты
Акт выдается подрядчиками — внешней стороной, привлеченной для установки и настройки работы программного обеспечения по использованию электронной цифровой подписи. В качестве установщиков можно пригласить представителей устанавливающего центра, предоставившего соответствующую программу.
Как любой официальный документ, данный акт содержит стандартные элементы и данные, которые вносятся туда в каждом конкретном случае.
- Стандартные реквизиты («шапка») акта:
- название документа — пишется посередине вверху листа: «Акт об установке средства электронной подписи»;
- номер акта;
- место составления акта (город);
- дата, месяц и год установки.
- Информация, необходимая для внесения в акт:
- наименование устанавливающего центра;
- ФИО специалиста, производящего установку;
- название программного обеспечения (одна из программ электронной подписи);
- серийный номер автоматизированного рабочего места (АРМ);
- место установки (адрес рабочего места, офиса);
- фамилия ответственного лица — представителя пользователя;
- номер экземпляра средства ЭЦП;
- номер карточки учета лицензии Устанавливающего центра;
- дата ее выдачи.
- В акт включается также стандартный текст об условиях использования ЭЦП, об удостоверении его рабочего состояния, об обязательствах пользователя автоматизированного рабочего места.
- Документ скрепляется подписями уполномоченных лиц — программиста, совершившего установку, и системного администратора — представителя предприятия. Он выводится на бумажный носитель, о чем делается отметка в тексте.
Источник