Электронное правительство эцп

В настоящее время одним из наиболее актуальных направлений развития Российской Федерации на среднесрочную и долгосрочную перспективу, является распространения информационных и телекоммуникационных технологий для формирования информационного общества. Свидетельством этого выступает ряд утвержденных нормативных документов. 1 Внедрение информационных технологий в сферы государственного и муниципального управления является задачей стратегической важности. Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011 — 2020 годы), утвержденная распоряжением от 20 октября 2010 г. № 1815-р является тому доказательством. [4] Целью программы является, получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий за счет обеспечения равного доступа к информационным ресурсам, развития цифрового контента, применения инновационных технологий, радикального повышения эффективности государственного управления при обеспечении безопасности в информационном обществе.

Электронное правительство не является какой-то новой областью. Многие страны много сделали для принятия системы электронного правительства. Формирование в Росси электронного правительства было указано среди приоритетных задач в Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 632-р.

Термин «электронное правительство» появился в результате перевода с английского термина «Electronic Government», или «E-Government». Под электронным правительством, согласно определению, данному Министерством связи и коммуникаций Российской Федерации, понимается новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов. [7]

Потребность в создании электронного правительства возникла в связи с запросом российского общества на практическое использование всех возможностей, предоставляемых новыми информационными технологиями, прежде всего в интересах рядовых граждан, а также малого и среднего бизнеса. Электронное правительство сегодня — это один из путей развития демократических принципов в обществе, о чем свидетельствует проект, созданный в апреле 2011 года «Концепция развития в Российской Федерации механизмов электронной демократии до 2020 года». В настоящее время в русле этой концепции создан и работает сайт «Единый портал электронной демократии Российской Феддерации» http://e-democratia.ru/.

Для внедрения технологий «электронного правительства» была разработана Федеральная целевая программа (ФЦП), действовавшая в Российской Федерации в 2002–2010 годах. Исполнение программы должно было обеспечить «кардинальное ускорение процессов информационного обмена в экономике и обществе в целом, в том числе между гражданами и органами государственной власти, повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления«.[3]

Рис. 1. Схема электронного взаимодействия государства, бизнеса и граждан Государственный аппарат во исполнение вышеуказанной программы начал свои преобразования в пользу современной «электрификации». Необходимо было создать электронные информационные системы для различных государственных инстанций, наладить связь между ними и потребителями государственных услуг, интегрировать государственные информационные системы для их успешного взаимодействия, разработать механизмы идентификации пользователей таких систем и способы шифрования и защиты информации для безопасной передачи данных. Хотелось бы остановиться на последней указанной области и рассмотреть всю работу проделанную в этом направлении, а так же недостатки существующие на данный момент. Нормативной базой для внедрения электронного правительства являлось: Закон об ЭЦП, Закон о защите персональных данных, Закон об информационной открытости органов госвласти, Закон об обращениях граждан, Стратегия развития информационного общества, Постановление Правительства РФ № 98 (2003 г.) о содержании сведений, размещаемых на Web сайтах федеральных ведомств, Концепция административной реформы, Концепция использования ИКТ в органах исполнительной власти. Принятый в 2002 году закон «Об электронной цифровой подписи» был толчком для перехода на безбумажную технологию.

По мере информатизации российского бизнеса, органов государственной власти страны и постепенного распространения ЭЦП все острее вставал вопрос принятия соответствующего закона, который бы значительно расширил области применения ЭЦП и позволил вести юридически значимый электронный документооборот. Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи» вступил в силу 10 января 2002 г. и вводил правовые условия для использования ЭЦП в Российской Федерации, определял права и обязанности лиц, оказывающих услуги, связанные с использованием ЭЦП.

Не будем вдаваться в технические характеристики и алгоритм работы самой ЭЦП, отметим лишь, что в связи с тем, что Федеральный закон от 10 января 2002 года N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» содержит концептуальные и юридико-технические недостатки и подвергался серьезной критики, был утвержден Федеральный закон от 6 апреля 2011 года «Об электронной подписи» N 63-ФЗ, призванный устранить вышеуказанные недостатки, а также расширить сферу использования электронной подписи. Однако в силу ряда технологичских, а также нормативных недоработок вступление № 63-ФЗ в полную законную силу (1 июля 2012 года) было отложено на год. Таким образом, № 1-ФЗ также будет действовать до 1 июля 2013 года.

Рис. 2 Дифференциация понятия электронной подписи по Федеральному закону от 6 апреля 2011 ФЗ-№ 63

По своему существу электронная подпись представляет собой реквизит электронного документа, позволяющий установить отсутствие искажения информации в электронном документе с момента формирования ЭП и проверить принадлежность подписи владельцу сертификата ключа ЭП. Значение реквизита получается в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа ЭП.

Удостоверяющий центр, получивший аккредитацию, является аккредитованным удостоверяющим центром. Данный статус дает право выпуска квалифицированных сертификатов ключей проверки электронных подписей. Аккредитация удостоверяющего центра осуществляется на добровольной основе. Аккредитация удостоверяющего центра осуществляется на срок пять лет, если более короткий срок не указан в заявлении удостоверяющего центра. Вводится новый порядок аккредитации удостоверяющих центров (УЦ) через Минкомсвязи. Одним из условий для аккредитации удостоверяющего центра является стоимость его чистых активов не менее чем один миллион рублей. [9]

В рамках данного исследования рассмотрим некоторые вопросы, связанные с работой портала «Электронное правительство» (http://www.gosuslugi. ru/), потому как его функционирование основано на обмене информацией в электронно-цифровом формате.

  • Внутриведомственная автоматизация деловых процессов (документооборот) и системы поддержки принятия решений

  • Межведомственный документооборот

  • Госуслуги по линии Федерация-регион-муниципалитет (G2G)

  • Госуслуги для юридических лиц (G2B)

  • Госуслуги для граждан (G2C)

Государство обязывает юридических лиц сдавать отчетность в электронном виде, проводить закупки, внедряет документооборот во внутреннюю деятельность ведомств, помимо этого призывает к межведомственному электронному взаимодействию, оказывает гражданам услуги в электронном виде, и во всех этих процессах необходимо использование ЭЦП. В связи с этим можно говорить о том, что перспективы использования электронно-цифровой подписи являются самыми обширными.

Электронная цифровая подпись, может применяться юридическими и физическими лицами для сдачи налоговой отчетности (налоговых деклараций) в электронном виде, получения необходимых справок, сдачи отчётности в ПФР и ФСС, ответов на вопросы из государственных органов и организаций, участия в конкурсах государственного и муниципального заказов и электронных торгах, вне зависимости от места их проведения и места нахождения участника, а также для организации собственного (внутри предприятия) электронного документооборота, при взаимодействии с партнерами, для решения других прикладных задач.

Расширение сферы применения ЭЦП не может происходить без поддержки на законодательном уровне. За последнее время было принято большое количество законов и подзаконных актов, направленных на реализацию задачи по созданию электронного правительства. Среди них можно отметить такие, как № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (изменения внесены в 26 законов), № 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации», № 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса РФ» и др.

Сегодня применение технологии ЭЦП является реальным, доступным и неотъемлемым для значительного числа людей. Начинает формироваться понимание того, что использование подписей может существенно облегчить обмен и хранение документов, а вновь принимаемые законодательные акты лишь ускоряют этот процесс.

В рейтинге электронных правительств, который составляет Организация Объединённых наций, и в котором Россия традиционно занимали места в шестом десятке, в 2012 году поднялась на 32 позиции.

По мнению руководителя Минкомсвязи Игоря Щеглова, «…можно ожидать, что в следующем рейтинге, который будет составляться через два года, мы сможем войти в двадцатку. А это, одна из наших целей в стратегии 2015 и 2020»

Ранжирование стран в рейтинге проводятся на основе значения индекса развития электронного правительства, который, в свою очередь, рассчитывается из трех составляющих: уровня развития ИКТ-инфраструктуры, качества онлайн-услуг и человеческого капитала. Каждый показатель складывается из набора параметров. Чтобы оценить уровень развития ИКТ-инфраструктуры, эксперты учитывают число интернет-пользователей, пользователей фиксированной телефонной связи, мобильной связи и широкополосного доступа в Интернет.

При оценке человеческого капитала в расчет принимаются такие показатели как уровень грамотности населения и количество людей, получающих образование.

В настоящее время в рамках создания «Электронного правительства» предлагается на рассмотрение много различных проектов, например, сделать единую ID-карту гражданина, или объединить ту же, ставшую уже привычной для всех, банковскую карту с электронной подписью. Совет Федерации ранее одобрил предложение сенаторов об унификации ЭЦП. По мнению сенаторов, действующий закон об ЭЦП крайне неудобен: каждая информационная система требует индивидуальной цифровой подписи, поэтому госслужащим и бизнесменам приходится использовать сразу несколько ЭЦП. «Большое количество сетей ЭЦП можно сравнить с разноколейкой железных дорог. Понятно, что первоначально это было стратегически важно, но в дальнейшем создавало только неудобства. Так что инициатива очень правильная», — высказался относительно этой проблемы президент компании «Интернет и право» Антон Серго. Однако нормативные акты в свет так и не вышли и эта тема перестала обсуждаться.

Литература:

Источник

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть