В удостоверяющем центре можно получить ЭЦП. А где найти перечень аккредитованных удостоверяющих центров и как удостоверяющему центру пройти аккредитацию? Ответы на эти и другие вопросы узнайте в материале.
Удостоверяющие центры для получения ЭЦП, аккредитованные Минкомсвязью России
Головной УЦ
Перечень документов для оформления аккредитации
Страхование ответственности УЦ
УЦ получает аккредитацию и электронную цифровую подпись
Список удостоверяющих центров, имеющих право выдавать электронную цифровую подпись
На каком ресурсе публикуется реестр УЦ (единый сайт)
Регламент работы УЦ (договор присоединения к формуляру) на примере УЦ «Картотека»
Итоги
Удостоверяющие центры для получения ЭЦП, аккредитованные Минкомсвязью России
С развитием современных технологий электронный документооборот набирает все большую популярность. Для придания электронным документам юридической значимости их следует заверять электронной цифровой подписью (ЭЦП).
ЭЦП — аналог собственноручной подписи, полученный при помощи криптографического преобразователя информации.
ЭЦП бывает 2 видов: простая и усиленная.
Как выбрать ЭЦП юрлицу, читайте в статье «Какая ЭЦП подходит для использования юридическим лицом?».
Простая ЭЦП состоит из набора символов и паролей. Ярким примером использования такой подписи служит онлайн-банк. В данном случае ввод логина и пароля в форму входа в сервис, а также пароль, полученный на телефон в качестве подтверждения операции, являются простой электронной подписью.
Усиленная подпись бывает 2 видов: неквалифицированная и квалифицированная.
Неквалифицированная ЭЦП позволяет установить авторство, а также выявить наличие исправлений документа после его подписания. При этом в большинстве случаев такая подпись выдается с USB-носителем сертификата ключа проверки ЭЦП.
Квалифицированная ЭЦП обладает всеми свойствами неквалифицированного аналога, но сертификат ключа проверки ЭЦП — обязательный атрибут квалифицированной подписи, который выдается только в аккредитованном УЦ. При этом токен (съемный носитель электронного сертификата), а также сопутствующее программное обеспечение сертифицирует ФСБ РФ.
Для чего нужен сертификат, узнайте из статьи «Каково назначение сертификата ключа ЭЦП?».
Получить такой сертификат в большинстве случаев можно, обратившись в удостоверяющий центр ЭЦП (УЦ). При этом в Минкомсвязи удостоверяющие центры, генерирующие квалифицированную ЭЦП, должны пройти аккредитацию.
Головной УЦ
Минкомсвязь России — головной удостоверяющий центр (ГУЦ), выполняющий свои функции на основании постановления Правительства РФ «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере использования электронной подписи» от 28.11.2011 № 976. Ознакомиться с алгоритмом работы и распорядительными документами ГУЦ, увидеть перечень удостоверяющих центров, список выданных сертификатов, а также узнать реквизиты ведомства можно на официальном сайте: e-trust.gosuslugi.ru.
Перечень документов для оформления аккредитации
Чтобы получить аккредитацию в Минкомсвязи, представителю УЦ следует направить в адрес ведомства заявление на получение свидетельства об аккредитации и пакет необходимых документов:
- Копии трудовых книжек и договоров как минимум с двумя сотрудниками, выполняющими функционал по созданию и выдаче сертификатов ключей ЭЦП. При этом работники должны иметь высшее образование в области инфобезопасности и технологий или среднее образование с последующим прохождением дополнительного образования по способам использования ЭЦП.
- Учредительные бумаги.
- Документы, подтверждающие законность использования программного обеспечения, которое впоследствии будет применяться для генерации ключей ЭЦП, соответствующих требованиям, предъявляемым к квалифицированной ЭЦП.
- Копия или выписка из бухбаланса, подтверждающая, что стоимостная оценка чистых активов — более 1 млн руб.
- Документ, позволяющий доверенному лицу действовать от имени УЦ.
- Документ, который подтверждает наличие у УЦ финансового обеспечения (подробнее об этом далее).
- Иные документы по требованию головного центра.
Бумаги могут быть предоставлены в Минкомсвязь лично, через представителя, по почте или направлены через единый портал (адрес см. ниже).
Страхование ответственности УЦ
Аккредитованные удостоверяющие центры должны обеспечить свою ответственность перед третьими лицами за возможные убытки в размере 1,5 млн руб., предоставив в ГУЦ подтверждающий документ, указанный в п. 5 предыдущего раздела. Таким документом может быть:
- договор поручительства;
- банковская гарантия (УЦ следует дополнительно указать номер лицензии банка);
- договор страхования ответственности (ГУЦ проверяет наличие страховой компании в Едином госреестре субъектов страхового дела).
УЦ получает аккредитацию и электронную цифровую подпись
Заявление на аккредитацию удостоверяющих центров электронной подписи рассматривается в 30-дневный срок, в течение которого ГУЦ принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче свидетельства об аккредитации. В случае положительного ответа Минкомсвязь в течение 5 дней оформляет сам документ-решение. В срок до 10 дней со дня принятия решения направляет в УЦ уведомление и выдает свидетельство об аккредитации и квалифицированный сертификат, сгенерированный с использованием средств создания подписи Минкомсвязью. А после выдачи сертификата в течение 24 часов размещает сведения о новом УЦ на едином портале. В случае принятия отрицательного решения ГУЦ направляет в УЦ соответствующее уведомление на бумажном носителе с указанием причин отказа.
Список удостоверяющих центров, имеющих право выдавать электронную цифровую подпись
Головной удостоверяющий центр Минкомсвязи ведет:
- Реестр аккредитованных удостоверяющих центров, который содержит названия и адреса УЦ.
- Реестр удостоверяющих центров с аннулированной аккредитацией.
- Перечень выданных и аннулированных ГУЦ квалифицированных сертификатов.
- Список удостоверяющих центров с приостановленной аккредитацией.
- Перечень удостоверяющих центров ЭЦП, деятельность которых прекращена.
На каком ресурсе публикуется реестр УЦ (единый сайт)
Список аккредитованных удостоверяющих центров Минкомсвязи, а также все вышеперечисленные перечни ГУЦ размещает на едином портале уполномоченного федерального органа в области использования электронной подписи по адресу https://e-trust.gosuslugi.ru.
Регламент работы УЦ (договор присоединения к формуляру) на примере УЦ «Картотека»
Аккредитованные удостоверяющие центры ЭЦП разрабатывают свой регламент работы самостоятельно на основании действующего законодательства. Регламент является договором присоединения, то есть условия договора определены законодательством и Минкомсвязью, и абонент соглашается с данными положениями путем присоединения к формуляру (ст. 428 ГК РФ).
Например, регламент УЦ «Картотека» содержит следующие сведения:
- О самом УЦ, включая реквизиты.
- Алгоритм присоединения к формуляру.
- Порядок предоставления информации.
- Права и обязанности сторон.
- Порядок взимания платы за услуги по генерации квалифицированной ЭЦП.
- Ответственность сторон.
- Алгоритм предоставления и пользования услугами центра.
Ознакомиться с регламентом УЦ «Картотека» можно на официальном сайте сервиса kartoteka.ru в разделе «Нормативные документы».
Итоги
ЭЦП можно получить в любом аккредитованном удостоверяющем центре. Список аккредитованных удостоверяющих центров ЭЦП публикует Минкомсвязь -головной удостоверяющий центр. Перечень удостоверяющих центров, аккредитованных Минкомсвязью России, можно скачать на едином сайте ведомства по адресу: e-rust.gosuslugi.ru.
Ссылка на источник