Электронная подпись — это атрибут документа в электронном виде, полученный за счет преобразования данных при использовании закрытого ключа. Он позволяет отследить любое изменение информации после создания подписи, а также гарантированно установить ее авторство.

Содержание
Зачем нужна электронная подпись?
ЭП предназначена для того, чтобы установить лицо, которое заверяет документ. В ряде случаев, определенных законодательством РФ, она является юридическим аналогом подписи от руки.
В чем преимущества электронной подписи?
Электронная подпись обеспечивает цельную структуру передаваемого документа. Причиной этого служит тот факт, что электронная подпись формируется и соответствует только исходному статусу документа.
Любое вмешательство в документ, заверенный электронной подписью, всегда можно установить. Таким образом, наличие электронно-цифровой подписи у документа сводит на нет смысл его подделки.
У электронной подписи всегда можно установить авторство. Создавая ЭП, автор получает информацию о закрытом ключе. Соответственно, наличие у автора такого ключа — доказательство его владения той или иной ЭП и отказаться от права владения ЭП он не может.
Какие существуют виды электронной подписи?
Нынешнее законодательство предусматривает три вида ЭП
-
Простую электронную подпись. По сути, это логин и пароль, подтверждающие, что электронный документ имеет конкретное авторство. -
Усиленную неквалифицированную подпись — этот вид ЭП устанавливает автора документа, а также гарантирует, что с момента постановки подписи в документ не вносились изменения. Часто документы, подписанные такой подписью, могут считаться аналогами бумажных документов, которые подписывают собственноручно. -
Усиленную квалифицированную электронная подпись, которая имеет подтверждающий сертификат от специализированного центра. В любых случаях документы, заверенные этим видом подписи, приравниваются к реальным, бумажным документам.
Каково нормативно-правовое поле при использовании ЭП в России?
В России существуют несколько основополагающих нормативно-правовых актов, которые регламентируют использование ЭП. Среди них:
- Ст. 160, 434, 847 ГК РФ, которая отвечает за использование электронных подписей в документообороте.
- Федеральный закон № 63-ФЗ «Об электронной подписи» от 06.04.2011. Данное постановление описывает правила использования ЭП при совершении сделок различного характера и оказания услуг.
- Федеральный закон № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации от 27.07.2006. Здесь трактуется понятие электронного документа и всех связянных с ним сегментов.
- Федеральный закон № 402-ФЗ «О бухгалтерскомучете» от 06.12.2011. Акт предусматривает систематизацию требований к бухгалтерии и бухгалтерским документам в электронном виде.
Как появилась электронная подпись?
Термин «Электронная подпись» впервые был предложен в 1976 году Витфилдом Диффи и Мартином Хелманном. Это было то время, когда ЭП еще не было как таковой, а ее идея существовала лишь в теории.
Годом позже Рональдом Ривестом и его коллегами была создана последовательность RSA, которая позволяла создавать самые простейшие электронные подписи.
В России первый алгоритм ЭП был разработан в 1994 году сотрудниками ФАПСИ. В начале 2000-х был введен модифицированный стандарт ЭЦП, а между терминами «электронная цифровая подпись» и «цифровая подпись» появился знак равенства. В нынешнем законодательстве используется термин «электронная подпись». Российское законодательство в отношении вопроса ЭП постоянно совершентствуется и изменяется.
Источник