Эцп для мой арбитр






Ульяна Коровкина, аналитик Synerdocs


Даже бумажные документы бывает непросто подать в суд. Что уж говорить об электронных. Но так как ЭДО все больше проникает в бизнес, и вероятность подачи электронных документов в суд также увеличивается, я просто не могу обойти стороной эту тему. Уделите 10-15 минут своего времени, и вы узнаете, как правильно представлять электронные документы (далее — ЭД) в арбитражный суд.


В начале был Приказ Судебного департамента


Правила подачи электронных документов в арбитражные суды утверждены Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 28.12.2016 года № 252.


Этим же актом утверждены и требования к представляемым документам, которые обязательны к исполнению. Подробнее о них я уже рассказывала в статье «Как сейчас следует подавать электронные документы в суд? Таблица требований».


Сама процедура взаимодействия с судом в рамках подачи документов состоит из трех этапов: проверка, отправка в суд, обработка на стороне суда. Можно выделить также четвертый этап, но он имеет отношение к уже рассмотренному спору — это ознакомление и получение решения суда.


№ 1. Подготовка документов


Действия, которые вам предстоит совершить на этапе подготовки, аналогичны тем шагам, которые бы вы предприняли, если бы подавали в суд бумажные документы. Точно так же составляется исковое заявление и подписывается уполномоченным лицом. К заявлению вы прикладываете все необходимые документы, чтобы отстоять свою позицию в суде.


Подписать и подать ЭД может как сам истец, так и его представитель, но уже через свой личный кабинет.


Инструкция: как подать обращение через систему «Мой арбитр»


Авторизация


Авторизуйтесь в системе с помощью учетной записи ЕСИА. Так вы сможете подавать электронные образы документов в суд. Возможность подписания ЭД станет доступна, когда учетная запись ЕСИА будет подтверждена.


Личный кабинет в системе «Мой арбитр»


Оформление обращения


Теперь, когда вы находитесь в личном кабинете, оформляйте обращение в суд в электронной форме и прикладывайте необходимые документы.


Повторюсь, через систему «Мой арбитр» можно подавать заверенные электронные образы документов или непосредственно электронные документы, подписанные ЭП. Обратите внимание: в некоторых случаях документы можно подписывать или заверять только квалифицированной электронной подписью.


К таким исключениям относят:


● заявление об обеспечении доказательств (статья 72 АПК РФ);


● заявление об обеспечении иска (статья 92 АПК РФ);


● заявление об обеспечении имущественных интересов (статья 99 АПК РФ);


● заявление об обеспечении исполнения судебного акта (статья 100 АПК РФ);


● ходатайство о приостановлении исполнения решения государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица (статья 199 АПК РФ);


● ходатайство о приостановлении исполнения судебных актов (статьи 265.1, 283 АПК РФ);


● исковое заявление, заявление, апелляционная жалоба, кассационная жалоба, содержащие ходатайство о принятии обеспечительных мер (статьи 125, 260, 265.1, 277, 283 АПК РФ).


Таблица 1. Подготовка документов к подаче в суд.


После того как документы подготовлены, а требования к ним обязательно проверены, можно приступать к следующему этапу.


№ 2. Подача документов в суд


Первым делом заполните специальную форму в системе «Мой арбитр», которая предусматривает внесение следующей информации:


● номер дела (если производство по делу возбуждено);


● информация о заявителе, об участниках судебного процесса (данная информация указывается также в тексте подаваемого обращения), к которой можно отнести обязательные реквизиты участников судебного разбирательства, такие как наименование юридического лица, его адрес, ИНН/КПП, ОГРН и так далее;


● номера телефонов (мобильный, стационарный), факсов (при наличии), адреса электронной почты и другие требуемые сведения;


● информация об адресате обращения (то есть о суде, в который направляется обращение);


● вид обращения в суд (указываются его реквизиты и загружаются файлы подаваемых документов).


Форма для заполнения


Помимо заполнения полей на каждой из вкладок, заявителю необходимо прикрепить все прилагаемые к обращению документы.


В том случае, если документы передает представитель, отдельное внимание уделяется доверенности. Она может быть в виде:


● электронного документа, подписанного УКЭП представляемого лица;


● электронного образа документа, заверенного УКЭП представляемого лица;


● электронного образа документа, заверенного простой электронной подписью или УКЭП лица, подающего документы.


Если обращение в суд должно быть подписано или заверено УКЭП, то при подаче к нему прикладывается доверенность, подписанная (заверенная) усиленной квалифицированной электронной подписью представляемого лица.


№ 3. Обработка документов в суде


По ту сторону баррикад…


Итак, документы поданы. Чтобы убедиться в успешности процедуры, проверьте наличие соответствующего уведомления об их поступлении в информационную систему. Уведомление будет содержать дату и время поступления документов.





Уведомление о поступлении документов в информационную систему


Кстати, дата и время определяются по московскому времени (за исключением адресатов — судов, расположенных в Калининградской области), фиксируются автоматически и учитываются судом при рассмотрении вопроса о соблюдении процессуальных сроков. И именно эти данные будут считаться моментом подачи документов.


Вы также можете посмотреть информацию о статусе документа в Личном кабинете системы «Мой арбитр».


Просмотр статуса документа в Личном кабинете системы «Мой арбитр»


После получения документов работник аппарата суда проверяет их на соответствие требованиям. Документы должны быть:


● адресованы именно получившему их суду;


● доступны для прочтения;


● оформлены в соответствии с утвержденным порядком подачи документов (рассмотрен выше), включая соблюдение требований к электронной подписи.


При успешном результате проверки в адрес Пользователя направляется уведомление о получении судом поданных в электронном виде документов, в котором указываются:


● наименование суда, направляющего уведомление;


● наименования полученного обращения в суд и прилагаемых документов;


● дата и время поступления обращения в информационную систему;


● дата и время его получения судом;


● номер соответствующего судебного дела.


В противном случае пользователя уведомят о том, что документы не могут быть признаны поступившими в суд с указанием причин.


Таблица 2. Объекты проверки при подаче документов в суд.


По каким причинам вам могут отказать?


Причины, по которым документы могут быть отклонены судом, перечислены в пункте 4.5. Порядка подачи документов в арбитражные суды, среди них:


1. Обращение в суд не адресовано данному суду.


2. Обращение в суд является идентичным ранее направленному обращению.


3. Документы нечитаемы.


4. Не соблюдены требования к форматам, наименованию представленных документов.


5. Файл обращения в суд или файлы прилагаемых к нему документов не доступны для работы (защищены от копирования или печати, содержат интерактивные или мультимедийные элементы).


6. Нарушены требования к подписи документов.


7. Электронный образ обращения в суд не содержит графической подписи обратившегося лица.


8. К обращению в суд, подаваемому представителем, не приложен документ, подтверждающий его полномочия на данные действия.


9. А также нарушение иных требований.


Что делают в суде после проверки документов?


После того, как документы прошли проверку, работники суда распечатывают и приобщают к делу копию обращения в суд, поступившего в виде электронного образа документа или электронного документа, а также сведения о результатах проверки ЭП, которой оно подписано или заверено.


При необходимости копии документов, поступивших в электронном виде в приложении к обращению, распечатываются и приобщаются на бумажном носителе к материалам судебного дела.


Поступившие в информационную систему документы должны быть зарегистрированы в системе автоматизации судопроизводства в том же порядке, в котором осуществляется прием, учет и регистрация бумажных документов. Время регистрации документов судом также указывается в уведомлении о получении судом поданных в электронном виде документов.


Если говорить о сроках, в течение которых электронные документы рассматриваются судами, то Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 28.12.2016 года № 252 они не установлены, так же, как и Инструкцией по делопроизводству в судах, утвержденной Постановлением Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 года № 100.


Однако практика показывает, что рассмотрение происходит в течение 1-3 календарных дней.


Обратите внимание! Проверка полученных документов еще не означает, что суд рассмотрит их в качестве допустимых доказательств по делу. Суд по существу оценивает представленные документы в ходе судебного заседания.


№ 4. Ознакомление с решением суда


С 1 января 2017 года арбитражные суды изготавливают решения в электронной форме, за исключением случаев, когда суд не обладает технической возможностью для этого.


В целом, процедура ознакомления и получения решения суда принципиально не отличается от формы, в которой решение выполнено.


Согласно статье 177 АПК РФ решение в форме электронного документа направляется участникам судебного разбирательства посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.


Для своего удобства стороны могут ходатайствовать о направлении им копии решения на бумажном носителе заказным письмом с уведомлением о вручении или о вручении под расписку.


Источник: Synerdocs. Раздел «Аналитика».

Источник

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Don`t copy text!
Прокрутить вверх