Содержание
Обзор законодательства Республики Беларусь в сфере электронного правительства. Часть 7: Электронный документ и электронная подпись
Закон Республики Беларусь «Об электронном документе и электронной цифровой подписи»[1] был принят 17 лет назад и был направлен на установление правовых основ применения электронных документов, определение основных требований, предъявляемых к электронным документам, а также правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе является равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе.
Под электронным документом в Законе понимается в электронном виде с реквизитами, позволяющими установить его целостность и подлинность, под подлинным электронным документом — электронный документ, целостность и подлинность которого подтверждаются с применением сертифицированного средства электронной цифровой подписи, использующего при проверке электронной цифровой подписи открытые ключи лица, подписавшего электронный документ. Электронная подпись определяется как электронная цифровая подпись — последовательность символов, являющаяся реквизитом электронного документа и предназначенная для подтверждения его целостности и подлинности.
Подлинный электронный документ приравнивается к документу на бумажном носителе, подписанному собственноручно, и имеет одинаковую с ним юридическую силу. Электронный документ, подписанный после отзыва открытого ключа, не имеет юридической силы.
Если в соответствии с законодательством Республики Беларусь требуется, чтобы документ был оформлен в письменной форме, то электронный документ и его копия считаются соответствующими этому требованию. Оригинал электронного документа и его копия имеют одинаковую юридическую силу.
В случае, если в соответствии с законодательством Республики Беларусь требуются нотариальное удостоверение и/или государственная регистрация документа, а документ создан в электронном виде, нотариальному удостоверению и/или государственной регистрации подлежат электронный документ или его копия.
Электронный документ должен соответствовать следующим требованиям:
- создаваться, обрабатываться, храниться, передаваться и приниматься с помощью технических, программных и программно-аппаратных средств;
- быть представляемым в форме, доступной и понятной для восприятия человеком;
- состоять из двух неотъемлемых частей — информации, составляющей содержание документа, а также электронной цифровой подписи и/или дополнительных данных, необходимых для проверки электронной цифровой подписи и идентификации электронного документа.
Электронная цифровая подпись, в соответствии с беларусским законодательством, является аналогом собственноручной подписи и может применяться как аналог оттиска печати или штампа.предназначена для:
- удостоверения информации, составляющей общую часть электронного документа;
- подтверждения целостности и подлинности электронного документа.
Удостоверение информации, составляющей общую часть электронного документа, осуществляется путем применения сертифицированных средств электронной цифровой подписи с использованием личных ключей лиц, подписывающих электронный документ. Подтверждение же целостности и подлинности электронного документа — путем применения сертифицированных средств электронной цифровой подписи с использованием открытых ключей лиц, подписавших электронный документ.
Для обеспечения возможности получения всеми заинтересованными организациями и физическими лицами информации об открытых ключах и их владельцах создана государственная система управления открытыми ключами (ГосСУОК), которая представляет собой систему взаимосвязанных и аккредитованных в ней удостоверяющих центров и регистрационных центров[2]. Полномочия по регулированию в сфере функционирования ГосСУОК осуществляется Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь (ОАЦ).
ГосСУОК предназначена для обеспечения возможности получения всеми заинтересованными организациями и физическими лицами информации об открытых ключах проверки электронной цифровой подписи и их владельцах в Республике Беларусь и представляет собой систему взаимосвязанных и аккредитованных в ней удостоверяющих центров (УЦ) и регистрационных центров (РЦ).
Поставщики услуг в ГосСУОК, выполняющие функции удостоверяющих центров и регистрационных центров, должны иметь специальное разрешение (лицензию) на осуществление деятельности по технической и/или криптографической защите информации в части составляющих данный вид деятельности работ . ГосСУОК строится как иерархическая инфраструктура открытых ключей и состоит из корневого удостоверяющего центра (КУЦ) и подчиненных ему республиканского удостоверяющего центра (РУЦ) и регистрационных центров. К конечным пользователям ГосСУОК относятся физические и юридические лица, которые являются владельцами сертификатов открытых ключей (СОК) и/или доверяющими сторонами.
Сертификат открытого ключа (СОК) физического лица, издаваемый республиканским удостоверяющим центром (РУЦ), должен содержать:
- идентификатор РУЦ;
- информацию, однозначно идентифицирующую лицо, которое является владельцем открытого ключа (фамилия, имя, отчество, идентификационный номер);
- назначение СОК;
- значение открытого ключа;
- срок действия СОК;
- идентификационный номер СОК.
Владельцы сертификатов открытых ключей (СОК)(физическое или юридические лица) обязаны:
- гарантировать, что вся информация, предоставляемая для издания ключей, является полной и точной;
- использовать личный и открытый ключи только для выработки и проверки электронной цифровой подписи, а также в соответствии с ограничениями, о которых уведомляется владелец;
- хранить в тайне личный ключ;
- обеспечивать защиту личного ключа от случайного уничтожения или от модификации/изменения;
- отозвать открытый ключ в случае, если тайна соответствующего ему личного ключа нарушена;
- не использовать личный ключ, если соответствующий ему открытый ключ отозван или срок действия этого открытого ключа истек.
Функции оператора удостоверяющего центра (КУЦ) и республиканского удостоверяющего центра (РУЦ) в Беларуси осуществляет республиканское унитарное предприятие «Национальный центр электронных услуг«[3].
Центр атрибутных сертификатов республиканского удостоверяющего центра (РУЦ) на основании сертификата открытого ключа физического лица может издавать атрибутные сертификаты, в которых определяются права владельца открытого ключа. Например, право подписи документов от имени юридического лица, право доступа к информации.
В настоящее время сертификаты открытых ключей, издаваемые Республиканским унитарным предприятием «Национальный центр электронных услуг» (РУП «НЦЭУ») применяются в таких системах[4], как:
- Система межведомственного электронного документооборота (СМДО) при подключении ведомственных СЭД;
- Общегосударственная автоматизированная информационная система (ОАИС) для работы с Единым порталом электронных услуг;
- Единая информационная система государственной статистики Республики Беларусь (ЕИСГС) для обеспечения возможности представления респондентами государственной статистической отчетности;
- Автоматизированная информационная система «Взаимодействие» Министерства юстиции Республики Беларусь для регистрации новых предприятий и индивидуальных предпринимателей;
- Автоматизированные информационные системы Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, в том числе Портал «Электронные счета-фактуры» для подачи налоговых деклараций, подписания электронных счетов-фактур и работы с порталом Министерства;
- Информационная система электронного декларирования таможенных органов Республики Беларусь;
- Информационная система «Уведомительное декларирование соответствия» для регистрации в Республике Беларусь деклараций о соответствии продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза в электронной форме;
- Единый портал финансового рынка для предоставления информации о финансовом рынке неограниченному кругу лиц;
- Ведомственные автоматизированные информационные системы для подготовки и отправки отчетности в Департамент финансового мониторинга Комитета государственного контроля;
- Автоматизированная информационная система оператора электронного документооборота ООО «Современные технологии торговли» в части электронных товарно-транспортных и товарных накладных;
- Программное обеспечение республиканского унитарного страхового предприятия «Белгосстрах» в части предоставления документов, подтверждающих осуществленные страхователями страховые выплаты по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- Информационный ресурс «Единая информационная база данных контролирующих (надзорных) органов, включающая сведения о проверяемых субъектах и об отнесении их к соответствующим группам риска исходя из критериев отнесения проверяемых субъектов к группе риска для назначения плановых проверок» (АИС КНО).
До конца 2016 года на использование СОК будут переведены автоматизированные информационные системы следующих министерств и ведомств:
- Министерство труда и социальной защиты;
- Министерство связи и информатизации;
- Министерство финансов;
- Государственный комитет по имуществу,
А также банков:
- ОАО «Белагропромбанк»;
- ЗАО «Банк ВТБ»;
- ОАО «Банк БелВЭБ»;
- ОАО «АСБ Беларусбанк»;
- ОАО «Евроторгинвестбанк»;
- ОАО «Банк Москва-Минск».
[1] Закон Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. № 113-З «Об электронном документе и электронной цифровой подписи»
[2] В соответствии с приказом Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь от 10 декабря 2015 г. № 118 «Об утверждении Положения о Государственной системе управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусь», регистрационный центр — поставщик услуг достоверного подтверждения принадлежности открытого ключа определенным организации или физическому лицу; удостоверяющий центр — поставщик услуг издания, распространения, хранения сертификатов открытых ключей и списков отозванных сертификатов.
[3] Республиканское унитарное предприятие «Национальный центр электронных услуг» («НЦЭУ») было создано 19 марта 2012 г. в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 8 ноября 2011 г. № 515 «О некоторых вопросах развития информационного общества в Республике Беларусь». Учредителем предприятия является Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь. Официальный сайт НЦЭУ.
[4] В соответствии с информацией сайта Республиканского унитарного предприятия «Национальный центр электронных услуг» по состоянию на 29.11.2016
Читать далее: Часть 8: Единый портал электронных услуг
Источник