Для ускорения и упрощения процесса документооборота сейчас используют электронную форму. Чтобы их юридическая сила приравнивалась к бумажным документам, на них следует оставить электронную цифровую подпись (ЭЦП), которая, кстати, необходима и при заполнении е-деклараций, второй этап которых — с 1 января этого года — уже стартовал для всех публичных служащих Украины .
Содержание
Что такое е-подпись?
Это подпись, полученная в результате криптографического преобразования набора электронных данных. Реализуется она не с помощью графических изображений, а математических преобразований над содержанием документа. Такая «математика» гарантирует невозможность подделки электронной цифровой подписи посторонними лицами.
Система цифровой подписи предполагает, что каждый пользователь сети имеет свой тайный ключ, который используется для формирования подписи, а также соответствующий этому секретному ключу открытый ключ, известный остальным пользователям сети и предназначеный для проверки подписи. Цифровая подпись вычисляется на основе секретного ключа отправителя информации и собственно информационных битов документа (файла). Способ вычисления цифровой подписи таков, что знание открытого ключа не может привести к подделке подписи.
Е-подпись поможет интегрировать Украину в мировое электронное информационное пространство
Цифровая подпись не только предоставляет информацию о человеке, который подписал документ, но позволяет убедиться, что сам документ не был изменен или подделан после подписания. Также благодаря ЭЦП можно указать реальное время подписания документа, в отличие от даты, указанной в самом документе. Вместе с тем, вы можете обеспечить конфиденциальность информации, то есть шифровать документы, получая при этом защиту информации от несанкционированного доступа.
Что такое «сертификат ключа»?
Сертификат — это электронный документ, который связывает данные для проверки электронных подписей с определенным лицом, подтверждает идентичность этого лица и заверяется электронной цифровой подписью поставщика услуг — центром сертификации ключей.
Где получить?
Такой «автограф» можно получить в Аккредитованном центре сертификации ключей (АЦСК) при фискальной службе или в любой другой организации, уполномоченной выдавать ключи электронной цифровой подписи физическим и юридическим лицам, но уже за деньги.
Юридические лица могут получить ключ электронной цифровой подписи только в АЦСК в пределах области, где зарегистрировано юрлицо. Это ограничение не касается предпринимателей — они могут получить ключ цифровой подписи в АЦСК при любом отделении фискальной службы.
Какие документы надо?
Получить ключи может как гражданин, так и физлица-предприниматели и юрлица, предоставив необходимый пакет документов в организацию, уполномоченную выдавать ключи электронной цифровой подписи. У каждого центра сертификации список бумаг отличается — узнать детали можно на сайте выбранной вами организации.
Если рассматривать, например, необходимость получения услуг электронной цифровой подписи физическим лицом, для этого ему в любое представительство Аккредитованного центра сертификации ключей при фискальной службе необходимо подать:
1) заполненную и подписанную Регистрационную карточку (для физического лица/физического лица-предпринимателя) установленного образца с согласием на обработку персональных данных подписчика, в двух экземплярах;
2) копию паспорта подписанта (1-2 страниц, 3-6 — при наличии отметок, а также страницу с отметкой о регистрации места жительства);
3) копию карточки налогоплательщика, заверенную подписью владельца.
Более подробную информацию о том, как получить электронную цифровую подпись, перечень регистрационных документов, адреса представительств и т.д. можно посмотреть на официальном информационном ресурсе АЦСК ДФС.
В общем процедура получения электронной подписи физическим лицом занимает до 15 минут.
Где можно использовать электронную подпись?
Уже сейчас можно подавать отчетность в электронном виде в Пенсионный фонд Украины, Государственную налоговую администрацию Украины, Государственный комитет финансового мониторинга, Государственную таможенную службу, Национальный депозитарий Украины.
Источник