Как обойтись без эцп налоговая минск






Wargaming и Epam — всё? Что об этом думает бизнес


Конечно, после появления новости о том, что беларуским компаниям придется платить налог со всего мирового дохода, обыватель начал жалеть Wargaming и Epam. Но крупный предприниматель, чью компанию в теории может коснуться нововведение, анонимно объяснил KYKY, что волноваться за такие компании не стоит. По сути, похожая норма существовала и раньше, поэтому все бизнесмены, у кого есть доход и в Беларуси, и в других странах, уже создали себе подушку безопасности: «Все, у кого есть обороты в других странах, создали полноценный presence на Кипре и в аналогичных юрисдикциях. Тем, что за это будут сажать и все отнимать, пугали давно, так что все давно перестраховались. Плюс сейчас есть альтернатива в виде ПВТ: по большому счету, IT-компаниям прокладки не сильно и нужны — все действия можно осуществлять напрямую через ПВТ. Я думаю, пока не идешь за инвестициями — иностранная юрисдикция для компании и не нужна, ПВТ достаточно. А вот большие инвестиции в беларускую компанию пока сделать сложно ввиду сложившейся практики. В этом случае не обойтись без компании в зоне английского права.


Источник пояснил, что у крупных бизнесов вроде EPAM и Wargaming представительство в других странах уже есть, поэтому они вряд ли попадут под налог от мировой прибыли. «У EPAM, например, реальная штаб-квартира в США, где находится все руководство компании. Решения принимаются там. На самом деле, аналогичные нормы признания юрисдикции по фактическим признакам есть везде.


Многие страны даже выезды на Кипр организуют, чтобы проверить наличие офисов у своих резидентов. Так что тут никакого ноу-хау беларусов нет.


Поясню: беларуские компании уехали из страны не из-за налогов — до Декрета № 7 технически нельзя было вести деятельность из Беларуси».


Еще один бизнесмен, который решил остаться инкогнито, рассказывает, как всё это работает: «Любая страна на этой планете хочет собирать больше налогов, особенно с доходов, получаемых в соседних странах. Чтобы изменить собираемость налогов на уровне планеты в пользу отдельно взятой страны, придётся вступать в конфликт с международным законодательством и правительствами других стран, с которыми подписаны соглашения об избежании двойного налогообложения. Ну а с тех стран, с которыми не подписано, наверное можно… Зимбабве, Камбоджа».


А еще он задал абсолютно резонный вопрос: как наши налоговики будут определять беларуские корни компании? На этот вопрос ответа у нас пока нет, да и не будет — пока не начнётся «практика».


Нам нужны деньги сегодня, а не деньги вообще. Что это значит для беларуского бизнес-климата


Генеральный директор бизнес-школы ИПМ Павел Данейко: «В Беларуси и других странах есть ведомства, которые отвечают за поступления денег в бюджет. Если им поставят задачу «завтра собрать максимум средств», скорее всего, они поймут, что самый простой способ это сделать — национализировать все доходы, которые есть в стране. Но тогда остановится экономическое развитие, а люди, которые отвечают за это развитие, скажут, что так делать нельзя. В любой стране мира существует конфликт между теми, кто наполняет бюджет, и теми, кто должен обеспечить экономический рост. В некоторых странах между ними есть открытый диалог, в ходе которого вырабатываются разные критерии, позволяющие сбалансировано принимать решения. И бюджет пополнять в определенной мере, и обеспечивать определенный экономический рост.


Некоторые виды деятельности беларуского бизнеса спорные — не преступные, конечно, но их можно оспаривать. Определенным способам регулирования экономики соответствуют определенные модели ведения бизнеса. В рамках определенной экономической модели всегда существуют конкретные решения по финансированию развития бизнеса, формам его ведения. Посмотрите, насколько успешным было решение о создании льгот на доходы частных компаний, которые регистрировались в свободных экономических зонах. Этот же механизм очень странно выглядел бы в стране с развитой экономикой. Например, в Германии.


Почему же этой стране подобное положение не нужно, а в Беларуси — нужно? Потому что в Германии ты можешь взять кредит под 2%, а в Беларуси в середине двухтысячных — только под 50%.


Немецкий бизнес кредитуется, беларуский, в основном, живет на самофинансировании, кредиты для него вторичны. Если процентная ставка в стране станет на уровне стран с евро, льготы бизнесу можно будет отменять. До того, как в стране ввели Декрет о ПВТ, который поменял многие параметры деятельности, нормально развивать экспортную деятельность IT-компании в рамках нашего законодательства и старого закона не могли. Те же, кто пытался это делать, могли поплатиться тюремным сроком, что мы и видели. Для того, чтобы стимулировать развитие этой области, пришлось снять целый ряд ограничений и позволить вести бизнес совершенно легально в рамках обновленного законодательства.


Соответственно, поскольку сегодня одна из главных проблем макроэкономики — низкий уровень валютных запасов, в нашей стране принимают решения, которые ведут к тому, что валюта не будет уходить из Беларуси. Эти же решения затрудняют развитие экспортной деятельности и развитие бизнеса, который ориентирован на экспорт. К сожалению, правила, которые действуют для ПВТ, не действуют для всей экономики.


Возвращаемся к моему первому тезису: если действия тех, кто должен собирать деньги, не будут сбалансированы с решениями задач по экономическому развитию, мы можем получить вот такую ситуацию: сегодня в бюджет поступят деньги, а завтра — нет. Экономика будет тормозиться. Приведу в пример обычный бизнес. Проще всего быстро увеличить прибыль компании за счет снижения затрат, связанных с инвестициями, социальными процессами, развитием персонала, маркетинга. Но в результате компания через год-два начнет терять долю рынка, объем продаж и так далее. Результатом такой политики будет банкротство. Вечная дилемма: деньги сегодня или развитие завтра. В Беларуси пока нет механизма, который бы выстроил успешный диалог между теми, кто отвечает за оба этих показателя«.


Это что, двойное налогообложение? Что об этом думают юристы


Адвокаты из бюро Verdict Валентин Галич и Анна Рубинштейн:


1. «Все мы помним, что совсем недавно с помпой был принят Декрет № 7 „О развитии предпринимательства“. Одной из самых обсуждаемых новелл в нем стала норма о запрете на повышение налоговых ставок до 2020 года, а также на введение новых налогов и сборов (пошлин). Многим обывателям сразу показалось, что до 2020 года в сфере налогового законодательства наступит так любимая всеми беларусами стабильность.


Но профессиональные консультанты и тогда отмечали: эта норма не свидетельствует о том, что для налогоплательщиков не могут предусмотреть дополнительные обязанности. Норма Декрета № 7 также не препятствует расширению перечня затрат, не учитываемых при налогообложении, отмене льгот, расширению круга плательщиков того или иного налога. В общем, практики уже тогда констатировали, что фактически увеличить налоговую нагрузку можно и без формального повышения налоговых ставок, а засчёт увеличения базы для начисления налога. Самые опытные юристы понимали, что без этого отечественный законодатель обойтись не сможет. Впрочем, эти предположения нашли свое подтверждение в некоторых положениях проекта изменений в налоговом кодексе».


Что хотели сказать адвокаты: Знаете поговорку: «Как сделать человеку хорошо? Сделай ему плохо, а потом верни, как было». В беларуском законодательстве, видимо, решили пойти от обратного: сначала обрадовали демократичным Декретом № 7, в котором пообещали не затягивать петлю налогов на шее до 2020 года. А потом вспомнили, что стране вообще-то нужны деньги, и выкатили новые нормы, которые удивляют даже профессиональных адвокатов.



2. «В действующем налоговом кодексе иностранная организация может быть признана беларуской только при одновременном соблюдении условий: отсутствие (бездействие) места государственной регистрации и нахождение органа управления организацией в Беларуси (ст. 15). Введение Проектом нового подхода связано с его абсолютной практической непроработанностью. И все это очень похоже на завуалированный запрет на создание компаний за рубежом, которые фактически управляются из Беларуси.





К тому же это может повлечь возникновение двойного налогообложения — в государстве регистрации и в Беларуси.


Остаётся открытым вопрос, как такой подход будет коррелировать с действием международных соглашений об избежании двойного налогообложения. Не даётся в проекте и ответа на вопрос, в каком объёме иностранные „беларуские“ организации должны будут соблюдать налоговое законодательство Беларуси: будут ли на них распространяться требования в части ведения бухгалтерского учёта, порядка подачи деклараций, постановки на налоговый учет.


Нельзя не упомянуть и несогласованность между статьями налогового кодекса. В одной статье определили, что такие организации будут признаваться беларускими. А в другой статье среди перечня плательщиков указываются юридические лица Беларуси и иностранные организации. Формально „новые“ беларуские организации, являющиеся иностранными юридическими лицами, просто не подпадают под категорию плательщиков налогов».


Что хотели сказать адвокаты: нововведение про уплату налогов беларусами на их мировой доход, мягко скажем, странное. Во-первых, адвокатам непонятно, как беларусы собираются избежать мировых договоренностей о двойном налогообложении. Во-вторых, юристы замечают, что статьи закона банально противоречат друг другу. С кого чиновники планируют просто брать этот налог?


3. «И еще один пункт из новой редакции налогового кодекса: «Во избежание ситуации, когда лицо не является налоговым резидентом ни одной страны, Проект устанавливает, что такое лицо (гражданин Республики Беларусь или лицо, имеющее вид на жительство) будет признаваться налоговым резидентом Беларуси. Таким образом, махинации с перемещением между несколькими государствами не позволят уклониться от уплаты налогов в Беларуси».


Что хотели сказать адвокаты: в общем-то, все просто: если ты ничей, значит де-факто беларус. Так что будь добр, плати налоги.


Расслабляться рано. Что ещё пророчат нам изменения в налоговом кодексе


Адвокаты из бюро Verdict:


1. «Налоговое законодательство Беларуси — одно из самых динамично меняющихся. За ним часто не успевали не только налогоплательщики, которым приходилось вдруг с первого января жить по новым правилам, но иногда и сам законодатель. Очень часто акты изменяли налоговое законодательство «задним числом». Но даже при этом Беларусь становится все более и более цивилизованной.


В проекте налогового кодекса вводится новый термин «нормируемые затраты» и выделяются так называемые «прочие нормируемые затраты». Проект устанавливает, что «прочие нормируемые затраты» могут быть учтены при расчёте базы для исчисления налога на прибыль в совокупном размере не более 1% от выручки. Перечень «прочих» затрат включает как затраты, которые раньше вообще не учитывались при определении налоговой базы, то есть их нельзя было списать на затраты (это из плюсов), так и затраты, которые могли быть учтены без ограничений по их размеру (это из минусов). Вторая категория представляет особый интерес. Например, сейчас призы, приобретаемые для победителей рекламных игр, учитываются как затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг) без ограничения по размеру (п. 1 ст. 130 НК). Проект эти затраты относит к категории «прочие нормируемые затраты», что автоматически ограничивает возможность их списания на затраты определёнными размерами.


Проект также предусматривает обязанность для налогоплательщиков-организаций информировать налоговые органы о движении денег по счетам, открытым в иностранных банках. Для этого необходимо будет предоставлять отчёт до 31 марта года, следующего за отчётным. В действующем налоговом кодексе такая обязанность отсутствует. В прямое противоречие с Декретом № 7 вступает предложение проекта в части установления для микрофинансовых организаций ставки налога на прибыль 25% (сейчас для них действует общая ставка 18%).


Установление отдельной (повышенной) ставки равноценно повышению налоговой ставки, что Декретом № 7 до 2020 года запрещено«.


Что хотели сказать адвокаты: правила уплаты налогов у нас меняются с потрясающей скоростью, но вы держитесь. В новых правилах изменилось определение и подсчет затрат. А затраты влияют на то, сколько долгов платит компания. Но самое интересное, что Проект обязывает юрлица рассказывать налоговым органам о движении своих денег на иностранных счетах. А еще для микрофинансовых организаций (фонды, ломбарды, кооперативы) хотят поднять ставку налога на прибыль с 18% до 25%. Но, кажется, нам обещали ничего не повышать…


2. «В проекте предлагается ограничить размер пени суммой неисполненного обязательства и добавить новый способ обеспечения налоговых обязательств — банковскую гарантию. А еще увеличить срок зачета излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пени с 3 до 5 лет.


В новой редакции ставки некоторых налогов уменьшились. Так, организации и физлица, получающие дивиденды, смогут уплачивать налог на прибыль с этих сумм не по общей ставке 12%, а по ставкам 0% и 6% (но это не всегда). Проект предлагает исключить повышенные ставки по налогу на недвижимость и земельному налогу. Это, к слову, актуальная проблема для тех, кто имеет дело с объектами сверхнормативного незавершённого строительства.


Есть и тенденция повышения процентов по налоговым вычетам. Проект планирует увеличить размеры инвестиционного вычета по налогу на прибыль по объектам недвижимости до 15% и 30% (вместо 10% и 20%). А ИП, уплачивающим подоходный налог, предлагают увеличить фиксированный профессиональный налоговый вычет с 10% до 20%. Для физических лиц по подоходному налогу имущественный вычет тоже увеличивается с 10% до 20%».


Что хотели сказать адвокаты: Здесь уже про цифры. Но если вкратце, то пеню по долгам ограничили размером этих самых долгов. А «лишние» уплаченные налоги будут зачитываться 5 лет вместо трех. Ну и процеты инвестиционного вычета тоже подрастут — и там написано, у кого и на сколько.


3. «В проекте сказано, что беларусы смогут подавать документы в налоговый орган в электронной форме через личный кабинет плательщика. Для физлиц, в частности, предусматривается возможность получить доступ в личный кабинет с помощью учётной записи и пароля, без получения электронной цифровой подписи.


А ИП предоставляется возможность выбора даты предоставления выручки (дохода). ИП на УСН, ведущие книгу учёта доходов и расходов, смогут отражать выручку по факту оплаты или отгрузки (сейчас действует принцип оплаты). ИП, уплачивающие подоходный налог, смогут учитывать доходы по принципу начисления или по принципу оплаты. Сейчас — только на дату фактического получения доходы.


Сейчас налог на прибыль с сумм неустойки и убытков уплачивается за период, когда судом было вынесено решение об их взыскании. В проекте предлагается привязать этот момент к дате фактического получения денег от должника. То есть исключаются ситуации, когда налог уплачен, а фактически прибыль отсутствует. Изменяются и сроки подачи налоговой декларации по подоходному налогу и сроки уплаты налога: сейчас она подаётся не позднее 1 марта, а уплачивается не позднее 15 мая. В проекте — подаётся до 31 марта, а уплачивается не позднее 1 июня.


Несмотря на то, что изменений много, они носят точечный характер, поэтому нам вообще непонятна логика изложения налогового кодекса в новой редакции. Это осложняет жизнь для обычных плательщиков, которым придётся внимательно ознакомиться с новой редакцией целиком и выявить, что же все-таки поменялось».


Что хотели сказать адвокаты: Из хорошего: можно будет не заморачиваться электронными цифровыми подписями, а пользоваться личным кабинетом без проволочек. Плюс можно будет выбрать, когда вы хотите сдавать учет своих доходов. В общем, изменений предостаточно, но, как обычно, вдумчивых и плановых решений маловато. Проект выглядит как краткий конспект каких-то поправок на скорую руку. И даже учитывая положительные предложения реформ, если редакцию налогового кодекса примут, легче никому не станет. А скорее, даже наоборот.

Источник

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Don`t copy text!
Прокрутить вверх