Ключ эцп шифрует информацию при отправке отчетов






Сегодня бухгалтер должен виртуозно управляться не только с бумагами и калькулятором, но и со сложными программами автоматизации учета, системами информационно-правового обеспечения,различными электронными услугами. Поэтому первую статью новой рубрики мы решили посвятить передаче «электронной» налоговой отчетности по телекоммуникационным каналам связи.


Электронная отчетность — первый шаг в развитии рынка электронных услуг, которые обеспечат полноценный юридически значимый обмен документами в этой форме. Значительная часть вопросов читателей завершается просьбами доходчиво, простыми словами рассказать о том, как устроена сложная система электронной отчетности. Попытаемся кратко ответить на вопрос: как это работает?


Шаг 1. Электронная цифровая подпись


Чтобы придать электронным документам юридическую силу, равную по силе бумажным с собственноручной подписью и печатью, необходимо использовать Электронную цифровую подпись (ЭЦП)1. ЭЦП для передачи отчетности может обеспечить только Удостоверяющий центр (УЦ), аккредитованный в Сети доверенных УЦ ФНС России2. Особое программное обеспечение УЦ генерирует уникальные Открытый и Закрытый (секретный) ключи. Они позволяют шифровать электронные документы, формировать ЭЦП и подтверждать достоверность переданной информации. Удостоверяющий центр может генерировать ключи у себя и впоследствии передать их вам либо обеспечить технологию формирования ключей прямо на вашем рабочем месте. Для создания ключей необходимо приобрести и установить Средство криптографической защиты информации (СКЗИ). Это специальная программа, сертифицированная ФСБ России. Она позволит также шифровать и подписывать отчетность. Сроки действия Ключей подписи и реквизиты их владельца фиксирует Сертификат ключа подписи. Ключи должны быть записаны на надежный носитель и сохранены до заветного момента подписания отчета. Могут ли сторонние лица взломать ключ и незаконно пользоваться им от вашего имени? С этим вопросом мы обратились к Владимиру Пащаку, техническому директору «ГАРАНТ Электронный Экспресс». По его словам, устойчивость ко взлому обеспечивается как выбором длинного 512 битного Ключа, так и безупречным математическим аппаратом формирования ЭЦП. Для «лобовой» атаки на ЭЦП понадобится слаженная работа тысяч персональных компьютеров в течение многих лет. Поскольку срок жизни Ключа не более 12 месяцев, такая атака становится бессмысленной. Итак, для получения цифровой подписи вам следует приобрести программу СКЗИ у ее поставщика и услугу по выдаче ЭЦП в Удостоверяющем центре, входящем в сеть доверия ФНС России. При покупке программы обязательно потребуйте у продавца сертификат на нее, а также лицензию на распространение, выданные ФСБ России.


Шаг 2. Подготовка электронного отчета


После того как подпись получена, можно приступать к подготовке отчетов для налоговой инспекции. Это также потребует специального программного обеспечения, сертифицированного ГНИВЦ ФНС России. Оно позволяет:




  • загрузить отчет из внешней бухгалтерской программы или тут же его создать с использованием имеющегося в программе набора форм отчетности;
  • проверить отчет при помощи «встроенных» алгоритмов форматно-логического контроля на предмет возможных опечаток и ошибок в заполнении;
  • зашифровать и подписать отчет с использованием Ключей подписи.


Отметим, что программы для подготовки и передачи отчетности в ИФНС могут различаться по количеству форм, тем или иным функциям, алгоритмам проверки и т. д. Поэтому при покупке узнайте побольше о производителе, реализованных в программе функциях, сроке действия сертификата соответствия, об удовлетворении его требованиям ФНС России.


Шаг 3. Отправка отчетности


Нажатие кнопки «Отправить» позволяет передать подготовленный и зашифрованный отчет через Интернет в вашу налоговую инспекцию. «Умная» программа, как правило, сама знает, куда нужно передать отчет по каждой организации, которую вы ведете (например, если их несколько). Это не чудеса интуиции, а «сквозное» использование данных, полученных от вас при начальной регистрации. Услуги по передаче отчетности и сервисную поддержку предоставляют Специализированные операторы связи, соответствующие определенным требованиям, у которых есть договор с Управлением ФНС3. Доставка отчета до получателя зависит от качества телекоммуникационной системы Спецоператора. А ваше спокойствие и уверенность — от системы сервисной поддержки, горячей линии Спецоператора и ее способности в любой необходимый момент ответить на вопрос: что с моей отчетностью? Спецоператор фиксирует время и дату сдачи отчетности. Он является третьей стороной, которая в спорных ситуациях подтвердит факт ее сдачи. Подытожим. Для отправки отчетности в инспекцию вам следует приобрести услугу по передаче данных у Специализированного оператора связи. При выборе оператора наведите справки о его «кредитной истории», возможностях сервисной поддержки, горячей линии.


Шаг 4. Сбор необходимых электронных документов


После того как отчет отправлен, необходимо следить за ответными сообщениями Спецоператора и инспекции. Факт передачи отчета будет признан, если у вас есть следующие электронные квитанции, подписанные ЭЦП их отправителя4:

  • подтверждение Спецоператора о дате отправки;
  • квитанция налоговой инспекции о получении отчетности;
  • протокол входного контроля, подтверждающий прием отчетности.


Если все эти документы собраны, прием отчетности становится юридическим фактом.


Порядок отправки отчетности


Авторы статьи: А.А. Пауков, генеральный директор «ГАРАНТ Электронный Экспресс», к. э. н.

Источник

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Don`t copy text!
Прокрутить вверх