Квалифицированная эцп для торгов






Действующее законодательство нередко предъявляет требования к использованию строго определенного вида электронной подписи в разных случаях. Поэтому при принятии решения о выборе того или иного вида, необходимо заранее определиться со сферой использования электронной подписи.


Как отмечает генеральный директор компании «ГАРАНТ Электронный Экспресс» Алексей Пауков, это связано с необходимостью подтверждения информационными системами полномочий подписавшего электронный документ лица, указанных в сертификате электронной подписи. Для этих целей они требуют наличия своих идентификаторов в квалифицированном сертификате. По его словам, идея единого реестра сертификатов электронных подписей, посредством которого можно было бы легко проверить подлинность подписи и полномочия использовавшего ее лица, была разработана, но пока не может быть реализована. Это связано с тем, что технически будет очень сложно поддерживать полноту и актуальность такого реестра, так как это зависит от добросовестности абсолютно всех удостоверяющих центров как в оперативности обновления сведений, так и в их содержании. Однако возможно создать сертификат электронной подписи, содержащий идентификаторы всех информационных систем, и использовать его там, где наличие идентификаторов не требуется (например, при сдаче отчетности в государственные органы).


Обращение за получением государственных и муниципальных услуг. Конкретный вид электронной подписи, используемый для обращения за получением той или иной услуги, установлен постановлением Правительства РФ от 25 июня 2012 г. № 634 «О видах электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг». Так, если содержание государственной или муниципальной услуги не предусматривает выдачу документов и состоит в предоставлении справочной информации, в большинстве случаев может использоваться простая электронная подпись.


Кроме того, установлены требования к доверенности на обращение за получением госуслуги — она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью правомочного должностного лица организации, выдавшей доверенность, либо нотариуса, если доверенность выдана физическим лицом.


Таблица 1. Критерии выбора вида электронной подписи в зависимости от государственной или муниципальной услуги (по приложению к постановлению Правительства РФ от 25 июня 2012 г. № 634 «О видах электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг»).


Для получения усиленной квалифицированной электронной подписи необходимо обратиться в любой удостоверяющий центр, аккредитованный Минкомсвязи. Это платная услуга (стоимость ее колеблется от 1 тыс. руб. до 5-6 тыс. руб.), однако преимущество такой подписи заключается в том, что ее можно использовать для обращения за получением любых государственных услуг, предоставление которых в электронной форме не запрещено законодательством. Кроме того, с ее помощью можно не только подавать заявления на получение услуг, но и быстро пройти регистрацию на портале госуслуг без ожидания письма с кодом активации, направленного «Почтой России». Приобретение такой электронной подписи происходит вместе с программой-криптопровайдером, никакого дополнительного программного обеспечения на компьютер устанавливать не нужно.


Следует иметь в виду, что направляемое банку платежное поручение может быть подписано верной и корректной электронной подписью, формально исходящей от уполномоченного лица, но при этом фактически его подписал получивший доступ к электронной подписи мошенник. Владельцы сертификата ключа подписи в такой ситуации нередко обращаются в суд, полагая, что банк не выполнил свою обязанность по обеспечению сохранности их денег и безопасности доступа к ним. В таких случаях суды всегда занимают позицию банка, указывая на обязанность клиента обеспечивать конфиденциальность ключей электронных подписей и не использовать ключ электронной подписи при наличии оснований полагать, что конфиденциальность данного ключа нарушена, а также уведомлять удостоверяющий центр о нарушении конфиденциальности ключа (определение ВАС РФ от 20 февраля 2013 г. № ВАС-1303/13 «Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации», определение ВАС РФ от 17 июня 2010 г. № ВАС-8138/10, постановление Федерального арбитражного суда ПО от 13 августа 2012 г. № Ф06-6539/12 по делу № А55-14225/2011, постановление ФАС ЗСО от 26 апреля 2012 г. № Ф04-1145/12 по делу № А67-3768/201, постановление ФАС МО от 9 июня 2010 г. № КГ-А40/5369-10 по делу № А40-37664/09-97-423)


Первая из них заключается в том, что документы, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью, признаются равнозначными собственноручно подписанному бумажному документу. Исключения предусмотрены только для тех случаев, когда закон закрепляет обязательность соблюдения письменной формы документа (ч. 1 ст. 6). Так, необходимость соблюдения письменной формы требуется для векселей (ст. 4 Федерального закона от 11 марта 1997 г. № 48-ФЗ «О переводном и простом векселе»). Кроме того, некоторые исключения для применения электронной подписи устанавливаются и арбитражным процессуальным законодательством на основании ст. 75 АПК РФ. К примеру, исключительно в письменной форме подаются заявления об обеспечении иска, заявления об обеспечении имущественных интересов, а также ходатайство о приостановлении исполнения судебного акта (п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 17 февраля 2011 г. № 12 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации»).





В отношении равнозначности подписанным вручную бумажным документам простой и усиленной неквалифицированной подписей установлена обратная презумпция. Признание такой равнозначности должно быть закреплено в федеральном законе, принятом в соответствии с ним подзаконном акте либо соглашении сторон. Если использование неквалифицированной электронной подписи согласовано сторонами, то в соглашении между ними обязательно должен быть установлен порядок проверки подписи. Если же участники электронного взаимодействия договорились об использовании простой электронной подписи, то подобное соглашение должно также предусматривать правила определения подписавшего документ лица по его простой электронной подписи и обязанность сторон по соблюдению конфиденциальности ключа подписи (ч. 2 ст. 6 Федерального закона «Об электронной подписи»).


По словам генерального директора компании «ГАРАНТ Электронный Экспресс» Алексея Паукова, обычно контрагенты, пользующимися различными программами-криптопровайдерами, не испытывают сложностей в обмене подписанными электронными документами. Это зависит от политики той или иной информационной системы. К примеру, пользователи информационной системы «Экспресс Документ» с разными криптопровайдерами, могут организовывать документооборот без затруднений, однако иные информационные системы могут содержать фильтры ключей, ограничивающие применение иных, кроме заданных, криптопровайдеров.


Одним из значимых преимуществ электронной подписи является то, что владелец сертификата ключа подписи не может отказаться от своей электронной подписи под электронным документом, так как только он знает код доступа, необходимый для генерации электронной подписи и обязан хранить его в тайне. Это позволит облегчить процесс доказывания личности подписанта в случае спора между сторонами.


Использование электронной подписи для торгов.


Жесткие сроки, установленные для направления выигравшим электронный аукцион участником проекта контракта, а также документа об обеспечении исполнения контракта оператору электронной площадки, требуют особенно внимательного отношения к использованию электронной подписи. Подписание этих документов неуполномоченным лицом либо невозможность их подписания ввиду того, что истек срок действия электронной подписи, приводят к признанию организации уклонившейся от заключения контракта и включению ее в реестр недобросовестных поставщиков.


Однако в случае невозможности подписания электронной подписью проекта контракта по техническим причинам и своевременном извещении об этом оператора торговой площадки, суды встают на сторону участника аукциона. При этом в качестве доказательств используются результаты технических экспертиз, акты о выполнении работ по восстановлению ПО или подтверждающие отсутствие интернет-связи документы (постановление ФАС СКО от 4 июня 2012 г. № Ф08-2755/12 по делу № А63-4152/2011, постановление ФАС ЗСО от 30 марта 2012 г. № Ф04-1163/12 по делу № А75-6422/2011, постановление ФАС ДО от 6 марта 2012 г. № Ф03-322/12 по делу № А04-4728/2011).


Взаимоотношения с государственными органами, в том числе направление отчетностиЭлектронная форма сдачи отчетности контролирующим органам (ФНС России, государственные внебюджетные фонды) имеет множество преимуществ и рекомендуется к использованию госорганами. Для некоторых налогоплательщиков такая форма сдачи налоговой отчетности является обязательной:


В случае нарушения установленного порядка подачи налоговой декларации на организацию налагается штраф в размере 200 руб. (ст. 119.1 НК РФ).


Необходимым условием подачи отчетности в электронной форме является наличие усиленной квалифицированной электронной подписи.

  • всегда отслеживайте срок направления отчетности и срок окончания действия сертификата ключа электронной подписи (стандартный срок его действия составляет 1 год). Оформление нового сертификата занимает несколько дней, что может создать затруднения в условиях строгих сроков подачи отчетности. Не рекомендуем оформлять электронную подпись в период, совпадающий с последними днями сдачи отчетности по налогам и страховым взносам;
  • своевременно вносите данные об изменении регистрационных данных организации в электронные формы деклараций. Это необходимо делать, даже если вы ранее уведомили ФНС России о произошедших изменениях.


Помимо подачи отчетности в ФНС России и внебюджетные фонды, посредством использования электронной подписи можно взаимодействовать и с иными государственными органами и получать доступ к следующим официальным базам данных :


Использование электронной подписи в удаленных трудовых отношениях. В апреле 2013 года ТК РФ был дополнен гл. 49.1 «Особенности регулирования труда дистанционных работников». Обмен электронными документами между работодателем и сотрудником должен происходить с использованием усиленных квалифицированных электронных подписей (ст. 312.1).


Материалы по теме:


Документы по теме:

Источник

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Don`t copy text!
Прокрутить вверх