Внедрение легитимной юридически значимой электронной цифровой подписи (ЭЦП) в системах управления муниципальными финансами — требование времени, обусловленное принятием Правительством РФ Федерального закона от 8 мая 2010 г. № «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» и Программы по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года. Закон № дал возможность автономным учреждениям открывать счета в кредитных организациях. Во избежание проблем, связанных с использованием кредитной организацией бюджетных средств, и в целях контроля использования бюджетных средств в администрации города Томска принято решение о внедрении легитимного юридически значимого электронного документооборота (ЛЭДО) для того, чтобы департамент финансов функционировал в рыночной среде и имел конкурентное преимущество перед кредитными организациями.
Целями внедрения ЛЭДО было сокращение бумажного документооборота, снижение издержек и значительное ускорение всех процессов, связанных с управлением муниципальными финансами.
Процесс внедрения ЛЭДО
В системах планирования, исполнения бюджета и муниципального заказа, используемых в Томске, существует возможность наложения электронной цифровой подписи на электронный документ согласно положениям Федерального закона от 10 января 2002 г. № «Об электронной цифровой подписи». Это совместно с разработанным комплектом нормативных документов позволяет признать электронный документ, заверенный ЭЦП, равнозначным документу на бумажном носителе, заверенному собственноручной подписью и мастичной печатью. Используемые в системах «АЦК-Финансы», «АЦК-Муниципальный заказ» и «АЦК-Планирование» средства криптографической защиты информации имеют сертификат соответствия ФСБ, что гарантирует достоверность электронных документов и их защиту.
На подготовительном этапе началось использование ЛЭДО департаментом финансов и муниципальным учреждением, созданным в целях обеспечения информатизации бюджетного процесса. Параллельно шел процесс получения сертификатов средств ЭЦП муниципальными учреждениями. В соответствии с распоряжением администрации города Томска от 26 апреля 2011 г. № р 385 «О применении электронной цифровой подписи в информационных системах управления муниципальными финансами» с 1 июля 2011 года департаментом финансов администрации города одномоментно осуществлен переход на обмен документами только в электронном виде с применением легитимной юридически значимой ЭЦП в системах управления муниципальными финансами («АЦК-Финансы», «АЦК-Муниципальный заказ», «АЦК-Планирование»), разработанных компанией БФТ.
Результаты применения ЛЭДО
С началом использования ЛЭДО изменился порядок составления и прохождения электронных документов в системах планирования, казначейского исполнения бюджета и муниципального заказа. Заметно сократилось время на осуществление операций при работе с такими документами, как заявки на оплату расходов, сводные реестры заявок, платежные поручения. Это позволило значительно снизить трудозатраты на обработку документов, исключив необходимость их представления на бумажных носителях главными распорядителями (распорядителями), получателями бюджетных средств, муниципальными учреждениями в департамент финансов и осуществления проверки идентичности электронного и бумажного носителя документа, проверки соответствия подписей и оттиска печати.
Применение ЛЭДО в системе казначейского исполнения бюджета повысило эффективность работы участников бюджетного процесса, увеличило скорость списания денежных средств с единого счета бюджета. Все это позволяет департаменту финансов при необходимости осуществлять платежи от имени и по поручению главных распорядителей (распорядителей), получателей бюджетных средств, муниципальных учреждений в день поступления от них платежных документов, хотя Регламентом исполнения бюджета, определяющим порядок и условия обмена информацией между всеми участниками бюджетного процесса, установлен срок два дня, а законодательно предусмотрена возможность осуществления данных операций в течение трех рабочих дней. Еще один положительный момент использования ЛЭДО в системе казначейского исполнения бюджета заключается в обеспечении муниципальных учреждений выписками из лицевых счетов в электронном виде.
В результате перехода на легитимный юридически значимый электронный документооборот в системе управления муниципальными финансами значительно сократились трудозатраты, что позволило высвободить 7 % сотрудников в комитете бухгалтерского учета и комитете по казначейскому исполнению бюджета департамента финансов администрации города Томска. Результатом введения ЛЭДО стало и уменьшение транспортных расходов и расходов на бумагу, сокращение времени на передачу документов от главного распорядителя бюджетных средств в департамент финансов и обратно. Экономия денежных средств по расходам на бумагу только в департаменте финансов уже за первые три месяца работы с ЛЭДО составила 33 %.
Все названные положительные результаты внедрения ЛЭДО показывают, что использование ЛЭДО в других областях рабочего процесса имеет огромный потенциал сокращения издержек, увеличения скорости прохождения документов и эффективности работы муниципальных учреждений. Кроме того, опыт прикрепления сканированных копий первичных документов к электронному документу, заверенному легитимной ЭЦП, в системе казначейского исполнения бюджета применяется в процессе регистрации муниципальных контрактов и договоров в системе муниципального заказа «АЦК-Муниципальный заказ» и для их импорта в систему казначейского исполнения бюджета «АЦК-Финансы», что позволило отказаться от представления копий контрактов и договоров на бумажных носителях.
Легитимный юридически значимый электронный документооборот будет использован и при внедрении в ближайшем будущем автоматизированной системы контрольно-ревизионного процесса «АЦК-Бюджетный контроль», что завершит информатизацию бюджетного процесса в городе Томске. Интегрированность всех систем управления муниципальными финансами даст возможность использовать накопленную базу первичной документации, включая муниципальные контракты и договоры, для проведения контрольных мероприятий непосредственно с рабочего места ревизора. Сократится срок получения необходимой информации по объекту контроля, и высвободится время на анализ информации и выработку предложений, направленных на повышение результативности (эффективности и экономичности) использования бюджетных средств, анализ бюджетного процесса, подготовку предложений, направленных на его совершенствование.
В дальнейшем ЛЭДО планируется использовать и в системе сбора бюджетной отчетности через Интернет при ее представлении главными распорядителями бюджетных средств в департамент финансов.
Источник