Содержание
- 1
Вводная часть
- 2
Первый этап: проверка ЭЦП
- 3
Второй этап: форматно-логический контроль
- 4
Третий этап: предбазовая проверка отчетов
- 5
Четвертый этап: проверка перечисленных платежей
- 6
Пятый этап: разнесение индивидуальных сведений по лицевым счетам
- 7
Советы для тех, кто перешел на учет в другое Управление ПФР
Вводная часть
Прием и проверку электронной отчетности в ПФР можно условно разбить на пять этапов. Каждый этап представляет собой обработку данных при помощи отдельной программы. В некоторых Управлениях передача сведений из одной программы в другую происходит автоматически. В других Управлениях (в частности, в большинстве УПФР Москвы и Московской области) инспекторы переносят данные вручную.
При любом из вариантов у каждого этапа проверки есть свои особенности, знать о которых очень полезно для бухгалтера. Расскажем подробно обо всех этапах.
Первый этап: проверка ЭЦП
Получив отчетность по телекоммуникационным каналам связи (ТКС), инспекторы, прежде всего, проверяют наличие соглашения, заключенного между Управлением фонда и страхователем, а также актуальность сертификата электронной цифровой подписи (ЭЦП).
Если программа проверки не подтвердит, что сертификат актуален и соглашение заключено, в адрес компании придет сообщение об ошибке «ЭЦП проставлена сертификатом, на который нет заключенного соглашения». Такое обычно случается с теми, кто впервые отчитывается по ТКС, а также с теми, кто недавно сменил сертификат из-за окончания срока действия, замены руководителя или по иной причине.
Сразу скажем, что повода для беспокойства нет. Такая ошибка вызвана особенностями программного обеспечения фонда, которое начинает «узнавать» ЭЦП организации только после того, как первый раз получает подписанный ею отчет. В течение четырех дней сертификат будет идентифицирован, и страхователю поступит уведомление о получении отчета. Даже если это случится за рамками отчетного периода, инспекторы не должны начислить штраф. А в следующий раз ПФР «распознает» электронную подпись уже без задержек.
Второй этап: форматно-логический контроль
Далее инспекторы проводят так называемый форматно-логический контроль. Его цель — удостовериться, что отчеты созданы без нарушения установленных форматов.
На данном этапе работники ПФР проводят проверку посредством программ CheckXML и CheckXML-UFA. Бухгалтеры тоже могут воспользоваться этими программами, чтобы перед отправкой отчетов удостовериться в их корректности. Установить проверочные программы можно самостоятельно, но тогда придется все время следить, не появилось ли обновление. В некоторые системы электронного документооборота и программы для формирования отчетности (например, в «Контур-Экстерн», который является онлайн-системой, где обновления устанавливаются без участия пользователя) они уже включены, и обновление происходит автоматически. Кстати, до 30 сентября встроенный в «Контур-Экстерн» веб-сервис будет бесплатно доступен всем желающим (см. «Страхователи могут три месяца бесплатно готовить и проверять отчеты в Контур-Отчет ПФ»).
Практика показывает, что большинство «форматных» ошибок, выявленных на этой стадии, происходит из-за изъянов бухгалтерских программ. В этом случае бухгалтеру надо обратиться к специалисту, который поддерживает программу, и договориться об устранении неполадок.
Еще одна распространенная причина ошибки — неверно указанный адрес организации или застрахованного лица. Ее удастся избежать, если установить последнюю версию классификатора адресов России (КЛАДР). Ряд систем электронного документооборота (в частности, упомянутая выше онлайн-система «Контур-Экстерн») уже содержит этот классификатор, и поддерживает его актуальность.
Третий этап: предбазовая проверка отчетов
Суть этого этапа в том, чтобы провести экспресс-проверку отчетов и поместить их во временное хранилище.
Экспресс-проверка проводится при помощи программного комплекса ПК Perso. Он установлен в Управлениях ПФР, и доступ к нему имеют только сотрудники фонда. Что касается страхователей, то у них, к сожалению, нет возможности использовать данный софт для самоконтроля.
Perso проверяет в числе прочего наличие и номера пачек, данные по застрахованным лицам (ФИО и СНИЛС), сверяет остатки на начало расчетного периода, указанные в расчетах платежи, остатки по сведениям до 2010 года и пр.
Если ошибки не найдены, страхователю направят расписку в приеме сведений с данными инспектора, который проводил проверку. При наличии ошибок организация получит отрицательный протокол.
Затем отчеты, которые успешно прошли проверку, будут зарегистрированы в специальном журнале и переданы во временное хранилище. Здесь есть своя особенность: в хранилище не могут находиться два файла с одинаковыми именами. Это зачастую приводит к последствиям, весьма неприятным для компании. Дело в том, что если страхователь присвоит двум разным пачкам один и тот же номер, то имена файлов этих пачек тоже совпадут. Тогда файл, который передан в хранилище раньше, будет полностью стерт одноименным файлом, переданным позже. В результате в базе данных Пенсионного фонда останутся неполные сведения о страхователе, и это сильно осложнит сверку.
Предотвратить такой казус можно при помощи небольшой хитрости: в течение года присваивать номера пачек не по порядку, а так, чтобы нумерация каждого отчетного периода имела свои отличительные черты. Например, пачки за первый квартал нумеровать «101, 102, 103 …», пачки за полугодие — «202, 203, 204 …» и так далее вплоть до конца года. Такой метод не является нарушением и позволяет избежать путаницы.
Четвертый этап: проверка перечисленных платежей
Данный этап введен в 2010 году, когда на смену ЕСН пришли взносы, и у компаний и предпринимателей появилась обязанность сдавать расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам (формы РСВ-1, РСВ-2 и РВ-3).
На этом этапе инспектор выбирает из поступившего пакета сведений форму РСВ и загружает ее в программно-технический комплекс, который называется «Администрирование страховых взносов» (сокращенно ПТК АСВ). Там проверяются реквизиты организации и суммы перечисленных взносов, после чего сведения сохраняются в отдельной базе данных (впоследствии из этой базы они будут переданы в отдел камеральных проверок).
Здесь, как и на предыдущем этапе, при отсутствии ошибок страхователю направляется расписка в приеме сведений, а при выявлении ошибок — отрицательный протокол. Чаще всего ошибку находят в двух случаях: либо «не прошел» платеж, либо бухгалтер ошибся при заполнении расчета.
При устранении ошибок, указанных в отрицательном протоколе, необходимо выполнить одно важное правило: исправленный вариант расчета РСВ должен быть оформлен как корректировка с соответствующим порядковым номером.
Это обусловлено тем, что в базе данных сохраняются любые, даже неправильные расчеты. Следовательно, исходный вариант расчета там уже есть, а любое исправление является корректировкой.
Обратите внимание: для сведений персонифицированного учета (формы СЗВ-6-1, СЗВ-6-2, СЗВ-6-3, АДВ-6-2, АДВ-6-3 и др.) это правило не действует. Иными словами, устранив ошибки, указанные в отрицательном протоколе, бухгалтер должен направить в фонд не корректировки, а исходники этих отчетов.
Пятый этап: разнесение индивидуальных сведений по лицевым счетам
Последний, пятый, этап заключается в том, чтобы данные из полученной и проверенной отчетности разнести по лицевым счетам застрахованных лиц, и поместить на хранение в единую электронную базу данных. Она носит название программно-технический комплекс системы персонифицированного учета (сокращенно ПТК СПУ).
Процесс представляет собой следующее: сначала инспектор выгружает данные по расчетам из ПТК АСВ, затем — пачки индивидуальных сведений из временного хранилища Perso. При этом идет сравнение начисленных и уплаченных взносов по каждому застрахованному лицу и по организации в целом. Сотрудники фонда называют это «стыковкой сведений». Как правило, стыковка занимает день или два.
Если ошибок не обнаружено, суммы, указанные в индивидуальных сведениях, поступают на лицевые счета застрахованных лиц. При этом в адрес организации никаких сообщений и уведомлений инспекторы не направляют, то есть проверка завершается «по умолчанию».
Но иногда стыковка выявляет ошибки. Приведем пример: женщина вышла замуж и сменила фамилию. При этом на предыдущих этапах проверки в базе значилась прежняя фамилия, а на момент разнесения по лицевым счетам — уже новая. Тогда на пятом этапе система не сможет идентифицировать застрахованное лицо и зафиксирует ошибку.
В такой ситуации инспекторы должны направить в компанию уведомление об устранении расхождений. Страхователю полагается внести корректировки в течение двух недель. В противном случае фонд имеет право самостоятельно устранить расхождения и сообщить об этом в организацию. Так говорится в пункте 41 инструкции о порядке ведения индивидуального учета, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.09 № 987н.
Однако на практике работники фонда очень редко направляют уведомления. Вместо этого они сразу же начинают самостоятельно вносить исправления, о чем страхователь даже не догадывается. Естественно, что при формировании отчетности за следующий период организация не учитывает корректировки, сделанные фондом. При проверке следующего периода инспекторы воспринимают это как ошибку, и компания получает отрицательный протокол. Не понимая, что произошло, бухгалтеры зачастую подозревают спецоператора связи в том, что это он изменил данные в отчетах. К сожалению, предотвратить подобную ситуацию практически невозможно.
Советы для тех, кто перешел на учет в другое Управление ПФР
В заключение отметим, что очень много проблем при проверке электронной отчетности возникает у страхователей, которые сменили адрес, а вместе с ним и Управление ПФР.
Часто сложности возникают из-за того, что бухгалтеры ошибочно полагают, будто соглашение об обмене электронными документами, заключенное с «прежним» Управлением, будет действительно и после перехода в «новое» УПФР. На самом деле при смене Управления организация должна заключить новое соглашение — ведь в противном случае Фонд не примет электронные отчеты.
Другая причина трудностей в том, что базы данных по приему сведений в каждом Управлении свои. И, в отличие от ПТК СПУ, которая является единой централизованной системой и хранит сведения обо всех лицах, базы по приему сведений содержат только те данные, которые получены в данном отдельно взятом Управлении. Получается, что если раньше организация отчитывалась в другом УПФР, то по новому месту учета данные о прежних периодах отсутствуют, и поступят они с большим опозданием.
В связи с этим мы советуем «новичкам» первую отчетность представить не по ТКС, а на бумаге или дискете. Объяснение простое: «бумажные» отчеты потребуют личного участия инспектора, которому можно дать объяснения на словах. Тогда как электронные системы проверки, не задумываясь, зафиксируют ошибку. Поэтому вновь зарегистрированным страхователям лучше познакомиться с работниками Управления и обратить их внимание на свою ситуацию.
Источник